Исчезающая красота: в центре Одессы медленно рушится роскошный старинный особняк

Исчезающая красота: в центре Одессы медленно рушится роскошный старинный особняк

Дом Менделевича - шедевр архитектуры. Фото: archodessa.com.

Особняк Менделевича, сочетающий в себе черты модерна и ренессанса, вот уже более 100 лет поражает смотрящего своим убранством и оформлением, оставаясь одной из вершин творчества архитектора Викентия Прохаски.

Здание полностью соответствует архитектуре улицы Маразлиевской, землей на которой владели преимущественно аристократы. В период 1902-1907 годов один из участков там выкупил зернотрейдер Ефим Яковлевич Менделевич, "купец 1-й гильдии, выборный купеческого сословия; член хлебоконтрольной комиссии при одесской бирже; попечитель школы ремесленных учеников, учрежденной Е.М. Менделевич и прочая". Известно также, что он был родственником владельца Пассажа на Дерибасовской улице — Моисея Яковлевича Менделевича (кстати, отчество обоих Менделевичей совпадает и возможно, что они были родными братьями).

В 1909-м году по проекту архитектора Викентия Прохаски был построен особняк в простых, но монументальных формах флорентийского ренессанса. На тот момент он создал всего несколько зданий, но с самого начала творческой деятельности его дома были очень изысканными и большинство проектов выполнялись в неоренессансном стиле.

Особняк Менделевича имеет два этажа и жилой полуподвал. В плане он почти прямоугольный, без выраженных дворовых крыльев. При его создании Прохаска строго не придерживался канонов флорентийского ренессанса, а смело смешивал его с разными стилями, в частности с модерном. В таком стиле выполнена ограда световых карманов полуподвала, входные двери, резные деревянные перила парадной лестницы и барельефы над окнами второго этажа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как умирает Дом Либмана: потрясающие фото одесского памятника архитектуры.

Архитектор почти полностью покрыл дом рустом, однако благодаря умелому применению выступающих замковых камней, модерновых филенок и барельефов, на которых изображены отдельные сцены на тему воспитания детей, фасад выглядит достаточно разнообразно. По краям расположены скульптуры-изображения деревьев.

Сейчас там есть 3 балкона, установленные в советское время вместо демонтированных по ветхости каменных. Ограждение центрального балкона не сохранилось, но скорее всего это была каменная балюстрада.

Коммуналки были образованы из комнат квартиры Менделевича, которая занимала весь второй этаж. На первом этаже было по одной квартире с полуподвальными помещениями в левом и правом крыльях.

А вот лестничной клетке и коридору на втором этаже, в отличие от фасада, не присуща монументальность - благодаря смешению барокко и модерна, отделка вышла очень причудливой и вычурной. Лестница полностью деревянная, а перила на ней выполнены не в виде отдельных балясин, а из профилированных плоскостей, покрытых глубокой, но простой по композиции резьбой.

Еще одним интересным элементом является миниатюрный деревянный тамбур, сохранивший сильно испорченную временем и переделками оригинальную дверь.

Пространство возле входа украшают две фигуры, которые как бы поддерживают площадку второго этажа. Композиционно они симметричны друг другу, однако при внимательном рассмотрении обнаруживается разница — свободная от поддержки свода рука кариатиды у тамбура расслабленна, опущена и поддерживает материю на уровне пояса; у второй же рука поднята и через нее переброшена аналогичная материя, скрывающая наготу. Утраченным запястьем вероятно удерживался фонарь или подсвечник. У обоих скульптур обнажена грудь, что подчеркивает их античный эротизм.

Там же, возле лестницы, впритык к одной из фигур, расположена богато декорированная ниша, в которой мог быть светильник, ваза с цветами или скульптура. Над другой фигурой нависает полукруглый выступ, напоминающий небольшой балкон и украшенный пышной ассиметричной скульптурой.

В ТЕМУ: Дом Гоголя в Одессе превратился в здание из фильмов ужасов с табличкой Welcome to hell.

На площадку второго этажа ведут два арочных проема, пространство между которыми украшено двумя колоннами. Также посетителя поражает потолок лестничной клетки в виде овального плафона. Стены лестницы украшены модерновыми канелюрами и сдвоенными пилястрами.

На сегодняшний день оригинальное ограждение площадки второго этажа утрачено полностью, оно заменено в целях безопасности простой деревянной конструкцией. Время и человеческая халатность неотступно уничтожают убранство уникального дома, что видно по состоянию сохранившихся элементов декора и оформления вестибюля, кстати, единственного в своем роде в городе, пишет "Архитектурная Одесса".

Огромное модерновое окно лестничной клетки, сохранившее неповторимый переплет, утратило витражи. Также печальная участь постигла росписи плафона и отделку стен венецианской шпатлевкой. В советское время бывший вестибюль роскошного особняка, ставший подъездом жилого дома, был выкрашен обыкновенной голубой краской. В нынешние времена она отошла местами от стен и обнажила оригинальную отделку.

Дверь вестибюля демонтирована в 2011 году и заменена простой железной монолитной дверью без декора, остальные двери арки в той или иной степени сохранились. Однако ни одна из дверей внутренних помещений, к сожалению, не дожила до наших дней.

Общий вид фасада дома на Маразлиевской Фото: archodessa.com

Фасад со стороны двора Фото: archodessa.com


Выступ над фронтоном главного фасадаФото: archodessa.com

Барельеф с изображением Афины на центральном фронтоне Фото: archodessa.com

Скульптура хорошо сохранилась Фото: archodessa.com

Общий вид оформления центрального ризалита, фронтон и барельеф Фото: archodessa.com

Скульптурный сюжет слева от основного барельефа в центре левосторонней части главного фасада Фото: archodessa.com

Воспитание детей Фото: archodessa.com

Сюжеты не повторяются Фото: archodessa.com

Учеба Фото: archodessa.com

Правосторонняя часть фасада, скульптурное изображение дерева Фото: archodessa.com

Основной барельеф в центре правовосторонней части главного фасада Фото: archodessa.com

Скульптурный сюжет справа от основного барельефа в центре правосторонней части главного фасада Фото: archodessa.com

Фрагмент карниза Фото: archodessa.com

Вид сбоку Фото: archodessa.com

Оформление нижней части окна первого этажа Фото: archodessa.com

Ограждение полуподвала Фото: archodessa.com

Фрагмент у стыка секций Фото: archodessa.com

Декоративный цветок Фото: archodessa.com

Арка проезда, вид с улицы Фото: archodessa.com

Коновязь с двух сторон арки Фото: archodessa.com

Арка проезда Фото: archodessa.com

Общий вид изнутри Фото: archodessa.com

Маскароны и фрагмент сводов Фото: archodessa.com

Один из маскаронов под карнизом Фото: archodessa.com

Лепной орнамент карниза Фото: archodessa.com

Своды, цветок перекрестия (сохранились только в двух секциях арки) Фото: archodessa.com

Одна из оригинальных входных дверей в арке Фото: archodessa.com

Оформление нижней части Фото: archodessa.com

Оформление верхней части Фото: archodessa.com

Декоративная решетка Фото: archodessa.com

Вид на лестницу и окно с первого этажа Фото: archodessa.com

Перила Фото: archodessa.com

Лестница сделана из профилированных плоскостей, покрытых резьбой Фото: archodessa.com

Одна из секций Фото: archodessa.com

Фрагмент резьбы Фото: archodessa.com

Вид на второй пролет снизу Фото: archodessa.com

Тамбур Фото: archodessa.com

Фрагмент двери тамбура, в оригинальном виде сохранилась только нижняя часть Фото: archodessa.com

Подножие лестницы Фото: archodessa.com

Кариатида и ниша Фото: archodessa.com

Кариатида у лестницы Фото: archodessa.com

Фрагмент декора ниши Фото: archodessa.com

Орнамент, обрамляющий нишу Фото: archodessa.com

Кариатида у тамбура Фото: archodessa.com

Общий вид вестибюля со стороны окна Фото: archodessa.com

Вид на кариатиду и нишу с лестницы Фото: archodessa.com

Колонны Фото: archodessa.com

Капитель одной из колонн Фото: archodessa.com

Общий вид вестибюля с площадки второго этажа Фото: archodessa.com

Оформление пилястр Фото: archodessa.com

Фрагмент пилястр Фото: archodessa.com

Кронштейн под карнизом Фото: archodessa.com

Канеллюры Фото: archodessa.com

Капители полуколонн в проемах между лестничной клеткой и площадкой второго этажа Фото: archodessa.com

Скульптурная группа над одной из дверей Фото: archodessa.com

Деталь скульптурной группы Фото: archodessa.com

Фрагмент детали Фото: archodessa.com

Ниша между дверными проемами Фото: archodessa.com

Скульптурная композиция Фото: archodessa.com

Куполообразный свод над лестничной клеткой Фото: archodessa.com

Площадка второго этажа Фото: archodessa.com

Общий вид Фото: archodessa.com

Украшение выступа Фото: archodessa.com

Вид снизу Фото: archodessa.com

Паркет лестничной клетки в целом сохранился, но находится в плохом состоянии Фото: archodessa.com