В Одессе бизнес терпит убытки из-за скупых туристов: раскошеливаются только на экскурсии

В Одессе бизнес терпит убытки из-за скупых туристов: раскошеливаются только на экскурсии

Туристы стали меньше тратить на отдых в Одессе. Фото - od-news.com

Позади уже половина курортного сезона, и одесские предприниматели, зарабатывающие на туристах, подводят первые итоги.

Несмотря на то, что в ж/д-кассах по Украине билетов на Одессу очень мало, автомагистрали перегружены легковушками с курортниками, желающими удрать от жары к морю хотя бы на уикенд, а на Дерибасовской не иссякают людские потоки. Бизнес жалуется — отдыхающих в этом году заметно меньше, но главное, большинство гостят в Южной Пальмире под девизом — "Экономим на всем", пишет "Сегодня".

 БАРЫ И РЕСТОРАНЫ. 

Жалуются даже работники ночных клубов у моря, где обычно в такое время отбоя нет от клиентов. "Туристов не только стало меньше, но и толку с них мало. Если раньше приезжие могли оставлять в баре несколько сотен долларов только на чай, то сейчас экономят и считают деньги. Перестали брать дорогие напитки (виски, ром), а предпочитают бюджетные варианты — такие, которые можно растянуть на всю ночь, типа лонг-айленд (60 грн) или мохито (55—80 грн), — говорит бармен одного из популярных клубов в Аркадии Дмитрий. — Американцы приезжают к нам только для секс-туризма, а русские и белорусы — повеселиться, оттянуться".

А владелец летнего кафе в районе 13-й станции Большого Фонтана Олег Папушой добавляет: "Посмотрите, пляжи в этом году — пустые. У людей нет денег не только на отдых, на еду с трудом хватает".

От нехватки приезжих похудел кошелек и у одесских таксистов-частников. Народ все больше стал предпочитать легальные перевозки. "Во-первых, так получается дешевле, во-вторых, некоторые просто боятся садиться к частнику. Я еще весной оформился в службу такси, но людей все равно мало", — говорит одессит Александр.

Подсчитывают убытки и продавцы пляжного ширпотреба. По мнению Марии, которая вот уже 17 лет продает сувенирную продукцию на 10-й станции Фонтана, такого кризисного сезона Одесса еще не видела. "Туристов стало процентов на 30 меньше. И что они покупают? Только мелочь по 5 гривен — брелоки да магнитики. У людей просто нет денег".

Ощутили финансовый вакуум и представители, казалось бы, беспроигрышного бизнеса на пляжах — продавцы шаурмы и хот-догов. Лотки быстрого питания простаивают без клиентов часами. "У людей сложился стереотип, что шаурмой можно отравиться. Но я вам клянусь, не у нас. Мы все санитарные нормы соблюдаем, а люди все равно с опаской относятся", — пожаловался продавец Владимир.

 КОМФОРТ И ЭКСКУРСИИ.

Нелегкий период переживают владельцы арендного жилья и риелторы. Недвижимость в этом году снимают неохотно, причем если, раньше приезжие предпочитали выгодные районы — центр и Фонтан, то, сейчас соглашаются жить, хоть на куличках, лишь бы в квартире был хороший ремонт и кондиционер.

"Я купила квартиру на Пушкинской специально под аренду, ремонт сделать еще не успела, но думала — проблем со сдачей не будет, ведь район — шикарный. А оказалось, что они скорее поедут в новостройку "7 небо" на Овидиопольской дороге или "7 самураев" на Фрунзе, чем будут жить на Пушкинской с 5-метровыми потолками", — сокрушается одесситка Наталья.

А вот туристические агентства по организации экскурсий в Одессе в этом году оказались не внакладе. По сравнению с предыдущим годом количество клиентов в некоторых агентствах выросло больше чем в два раза. "Наш бизнес расцвел так, что мы даже не ожидали. Людей, наконец, стала интересовать история города, культура, а не только пляжи и дискотеки. Я считаю это достижением", — говорит менеджер одного из таких агентств Лариса Новикова. Средняя стоимость обзорной экскурсии по городу составляет 150 грн.

Туристы стоят в очереди, чтобы присесть на стул. Фото: Людмила Серикова 

 СПАСТИ СЕЗОН: НУЖНА РЕКЛАМА И "ТУРИЗМ В ПАКЕТЕ"

Пока бизнесмены жалуются на нехватку клиентов, в облуправлении культуры и туризма убеждают в обратном. "Точного числа отдыхающих еще нет, но предварительно, туристов не больше и не меньше, чем в прошлом году", — заверили в ведомстве.

Оценить сезон наметанным глазом взялся и  экс-начальник горуправления культуры и туризма Виктор Аксанюк.

"Те, кто жалуются, что туристов нет, пусть выйдут на Дерибасовскую и увидят эти толпы приезжих и забитые под завязку кафе. Отличная загрузка и в гостиницах, — говорит он. — Впрочем, не удивлюсь, что у некоторых бизнесменов дела идут плохо. Но пусть они зададут себе вопрос, что они сделали, чтобы было больше клиентов? А ничего".

По его мнению, главный недостаток, который не дает развиваться Одессе как курортному центру, это отсутствие так называемого "туризма в пакете". "Это когда туристу обеспечивают трансфер, проживание и питание. Наши гостиницы пока могут организовать только какой-то один пункт из списка. Кроме того нужно мощное продвижение города в интернете. Словом, нужно собрать пазл", — уверен Виктор Аксанюк.

Из плюсов — в последние годы Одесса стала интересна событийным туризмом, в частности благодаря Одесскому кинофестивалю и фестивалю "Большая Разница". Кроме того, обилие туристов обеспечил и насыщенный круизный поток. Так, нынешним летом Одессу посетят ни много ни мало 73 белоснежных лайнера, а это тысячи иностранных пассажиров.

Правда, говорит Аксанюк, такие туристы практически не оставляют денег в городе. "Их называют однодолларовыми, так как они ограничиваются магнитиком на холодильник. Кстати, недавно было смешно и грустно. К нам приезжали туристы из Дании на машинах, которые в каждом городе покупают наклейки с названием города, так вот они обыскали весь город, но наклейку с Одессой не нашли", — продолжает Виктор Михайлович. Подмочить репутацию города могут и сами бизнесмены. "Турист из Австрии забронировал гостиницу якобы возле моря, а по приезде оказалось, что она за городом", — говорит Аксанюк.

В Одессу пытались завлечь интуристов посредством проведения туристического форума специально накануне "Евро". "Многие, действительно, у нас побывали, однако большинство вместо гостиниц предпочли останавливаться на частных квартирах. В итоге нас посетило немало иностранцев, а на следующий год они, возможно, приедут снова, возьмут с собой друзей и раструбят об этом по сарафанному радио", — надеятся в областном управлении культуры и туризма.