Вчера, 18 января, Никита Михалков отснял последние кадры на Потемкинской лестнице. Теперь по плану режиссера небольшой отрывок запечатлят на одной из центральных улиц Одессы, а после выедут в Белгород-Днестровский. Именно там снимут финал "Солнечного удара" - белогвардейцев загонят на баржу и потопят ее.
В перерыве между съемками в гроте под лестницей Никита Сергеевич нашел время пообщаться с журналистами и рассказал о главной идее фильма, процессе съемок и любви к Одессе.
НАПОМНИМ: Один день со съемок "Солнечного удара".
Никита Михалков. Фото: Ирина Кипоренко |
Расскажите о чем ваш фильм?
- Это соединение, казалось бы, несоединимых вещей великого нашего Бунина. "Солнечный удар" - такая лирическая, короткая, трепетная, очень чувственная история и "Окаянные дни". Одно - это летящая любовь, а второе - оскорбленное чувство человеческое.
Притом что на Бунина это не похоже, потому что он не был таким яростным в оценке того, что видел. Для нас было важно соединить воспоминания человека, который в 20-м году вынужденно покидает Россию после тех замечательных дней, проведенных здесь. И вопрос заключается в том: "Кто виноват?"
Почему так произошло, это вопрос, который герой задает сам себе и всем остальным. И вывод из этого, на мой взгляд, справедливый, - вина лежит на всех. Говорить только про большевиков… Они же не с Марса приехали, они же не из небытия взялись, была история, которая была своими руками создана, и это очень важно сегодня. Понимать, что мы сегодня тоже делаем нашу жизнь своими руками.
Рассказывает о новом фильме. Фото: Ирина Кипоренко |
Вы говорили о том, что тема фильма актуальна и сейчас. Где вы испытываете большую "окаянность" в Москве или в Одессе?
- Нет, дело не в этом. Вопрос ведь заключается в том, чтобы не допустить окаянных дней. Нельзя говорить, что сейчас все плохо, кровь ведь не льется. Если мы будем считать, что сегодняшние дни окаянные, это несправедливо. Вы почитайте, что у Бунина было. Как раз эта картина - желание об этом напомнить и остановиться.
Почему именно Одессу вы выбрали для съемок?
- Во-первых, потому что у Бунина Одесса, он отсюда уезжал. Но не только поэтому. В Крыму было крови больше, но наша история весь не про кровь и не про злодейство. Наша история это попытка понять, что произошло.
А во-вторых, Одесса – это моя любовь. Все - таки, я здесь почти 40 лет назад снимал картину "Раба любви" и у меня остались замечательные воспоминания от этого города, от этих людей. Да и город очень необычный, это и не Россия, и не Украина, он вот такой потрясающий, очень самостоятельный. Мне лично очень этот мир мил, я его люблю и очень хочу верить, что это взаимно.
Как вам работается в такую погоду, и когда планируете выпустить фильм?
- Эта погода в радость, для нас солнечный день – это катастрофа. Я, конечно, понимаю, что задеваю чувства одесситов, которые хотят солнца и к нему привыкли, но нам нужна такая погода. Летняя часть картины - это яркий день, съемки на пароходе. А эта часть картины должна быть стальная, туманная, серая, как контраст. Поэтому нам эта погода просто очень нужна.
Если Господь управит, я надеюсь закончить где-то в конце мая. А эта картина большая, она очень кропотливая. Поэтому я бы не хотел торопиться с монтажом.
Где еще будете снимать?
- Кроме Одессы у нас еще будут съемки в павильоне в Москве. Может быть, нам нужно будет снимать графику компьютерную там, соединить бассейн и море. Пока не знаю, где это будет. И также подснимем фоны берегов на Оке и Волге.
И это практически все. У нас было много экспедиций и Одесса – это другая часть картины. Другая половина, которая является неким оттенением любовной истории.
ЧИТАКТЕ ТАКЖЕ: Стало известно, где еще в Одессе и области будет снимать Михалков.
Привезете ли в Одессу премьеру фильма?
- С удовольствием, только дайте пока его сделать. Конечно, я вообще люблю Одессу, мне здесь хорошо.
Режиссер признался Одессе в любви. Фото: Ирина Кипоренко |
Готовясь к съемкам, вы сотрудничали с Литературным музеем, интересовались историей?
- По каждой картине у нас есть материал, мы его собираем, оцифровываем и он остается. Готовясь к "Солнечному удару", мы просматривали письма Ивана Бунина, его работы, которые были написаны в то время, но не опубликованы. Материала очень много, чем больше я в него погружался, тем больше мне становилось страшно.
Но дух картины будет в другом, физиологической крови не будет у нас. Здесь важно задать себе вопрос: "Как это могло случиться?" Ответ на этот вопрос как раз и есть наша картина.
В Одессе вы снимаете массовые сцены, расскажите об особенностях этой работы?
- Масштаб мне очень близок. Но это только кажется, что массовка - это некая серая масса. Если вы посмотрите на лица, которые у нас снимаются в масштабных сценах, любой из них может выйти в кадр и это лицо с историей. Я поражен просто, что 300-400 человек так профессионально спокойно работают. Обычно ведь когда много народу, бывает некая "направо-налево". А тут я могу снимать любого, и он знает что делать. Удивительная артистичность у живущих здесь людей. Пока что я лично получаю удовольствие от того, что здесь происходит.
В ТЕМУ: Никита Михалков снимает масштабные сцены своего фильма в центре Одессы.
Массовка. Фото: temudgin.livejournal.com |
Вы любите импровизацию на съемочной площадке?
- Конечно, но только как говорил Ингмар Бергман: "Я за чистую импровизацию". То есть когда она идет не от незнания что делать. А когда актер настолько силен внутри, что может выйти за рамки сценария – это уже другой пилотаж. Мало того, бывает, что я просто не останавливаю камеру.
Я вчера снимал сцену, когда идет регистрация, и прошли все актеры, а потом стали приходить люди из толпы. Меня поразило, насколько они придумывали свои истории, люди, которые даже не знали, что их вызовут.
Как вы проводите время вне съемочной площадки?
- У меня нет этого времени. Вот у меня отсюда дорога до отеля. Иногда, когда заканчиваем не поздно, могу прогуляться. Но у меня физически все не выходит сделать, потому что я закончил съемки, мы пришли в гостиницу и репетируем дальше. Все заготовки делаем в тепле, а потом приносим их на площадку.
В ТЕМУ: В Крещенскую ночь Михалков искупался на пляже в Одессе.
Режиссер помолился и скупался на Крещение на одесском пляже. Фото: odessa.comments.ua |
Скажите, какой бюджет картины и получится ли его отбить в прокате?
- Отбивать бюджет невозможно. Это могут, например, "Гитлер капут" и картины, которые дешевы во всех смыслах, они собирают деньги. К сожалению, это сегодня наша проблема.
"Солнечный удар" мы снимаем на деньги фонда, ровно столько, сколько он может дать, остальные – это частные инвестиции и кредиты.
Мне очень жалко, что картины, которые, на мой взгляд, могут быть поводом для обсуждения, они не могут собрать тех денег, которые они собирали 25-30 лет назад. Которые обсуждали, и не просто в киноклубах, а в серьезных зрительских аудиториях. Может это временное явление.
Я не могу снимать другое кино, я не умею. Нравится оно или нет, я надеюсь, что у меня еще есть мой зритель, который чувствует то, что я хочу. И я снимаю не потому что это выгодно или так сказать на потребу какому - нибудь начальству. Я снимаю то, что мне кажется важным и надеюсь, что к моему интересу присоединяются все зрители, которые верны тому кинематографу.
На Потемкинской выстроили декорации. Фото: temudgin.livejournal.com |