Редакция Vgorode продолжает публиковать интересные факты об одесских микрорайонах, площадях, улицах и других знаковых местах.
Сегодня мы расскажем о том, какие памятки архитектуры находятся вдоль одесской железной дороги. Данное место сложно назвать туристическим, но это идеальный маршрут для тех, кто любит посмотреть что-то более уединенное и "дикое". Отметим, ранее шикарные здания с каждым годом разрушаются, поэтому поспешите увидеть их своими глазами.
Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.
ГДЕ НАХОДЯТСЯ И КАК ДОБРАТЬСЯ
Интересующий нас участок железной дороги находится между Горбатым мостом и Водопроводной. Если вы идете пешком, то подойти к путям удобно по улице Чернышевского к станции "Одесса-Малая" или по улице Поездная к станции "Одесса-Поездная". К виднеющимся старинным зданиям можно пройтись вдоль железной дороги. Только не забывайте про меры безопасности и тот факт, что гулять по самим путям запрещено. За это могут даже выписать штраф.
Если вы на машине, то советуем подъехать со стороны улицы Косовской. Проезд к железной дороге есть на повороте возле магазина "Таврия В". Далее будет много фур и железнодорожный переезд.
Подъехать можно прямиком к зданиям вагоноремонтной мастерской Унгерна-Штернберга.
⠀
ИСТОРИЯ МАСТЕРСКИХ 19-ГО ВЕКА
Возле различных развалин не ожидаешь увидеть настоящий памятник промышленной архитектуры царских времен. Таких изысканных заводов сейчас уже давно не строят.
⠀
Основателем вагоноремонтных мастерских является барон Карл Унгерн-Штернберг, который происходил от старинного немецко-балтийского графского рода. Именно он запустил строительство первых железнодорожных веток из города, соорудил "горбатый" мост на Молдаванке и многое другое.
Архитектор вагоноремонтных сооружений – Аркадий Тодоров. Он также спроектировал корпус Нового рынка, Алексеевскую церковь, скотобойни на Пересыпи. Железнодорожную мастерскую построили в 1883 году.
В 30-е годы 20-го столетия главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в завод имени Январского восстания и названы в честь пятой годовщины победы советской власти в Одессе. Именно тут в годы Великой Отечественной Войны выпускали легендарный танк НИ или "На Испуг".
В советский период завод был одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения и поставлял краны в 47 стран мира.
⠀
Интересный факт связан с памятником Ленину, который находился на территории завода. Типичную советскую скульптуру выкупил американский ресторатор Харви Гоф, который украсил им вход собственного ресторана Goff’s Hamburgers в Далласе, дополнив Ленина надписью America’s Won.
⠀⠀
После распада СССР завод приватизировали и переименовали в компанию "Краян". Недолгое время работа по производству кранов продолжалась, но к концу 1990-х годов завод довели до банкротства.
Сейчас мастерские находятся в упадке. Большинство уникальных металлических архитектурных конструкций ушли на металлолом – пропали даже аутентичные кованные лестницы и массивные подпоры. За последние десять лет цеха и производственные здания горели, а стены и крыши находятся в плачевном состоянии или вовсе отсутствуют.
Пробираться внутрь здания не стоит. Территорию охраняют, а фотографировать разрешают неохотно – только для личного фотоархива.
⠀
Рядом находится много не менее старых построек, но не таких масштабных.
⠀
Многие фотографы старины уверены, что это самое красивое заброшенное здание в Украине. Смотрите, какие снимки они опубликовали.
Мастерские с высоты:
Видео: Bird Eye
ЗДАНИЕ ПЕРЕПРОДАЮТ
В 2015 году компания-владелец завода "Истриан" обещала реконструировать здание под винтажный бизнес-центр, сохранив его архитектурную уникальность. Дальше обещаний дело так и не дошло и здание выставили на продажу.
Вначале площадь более трех тысяч квадратных метров, с высотой стен по периметру 15 метров, оценили в 350 тысяч долларов.
⠀
Потом цену снизили до 195 тысяч долларов, что сопоставимо со стоимостью квартиры на Французском бульваре.
Известный одесский ресторатор Алекс Купер призвал одесситов выкупить шедевр архитектуры и уже за пару часов меценаты собрали нужную сумму. По словам Купера, после здание продадут "вменяемому человеку, который сделает там крутое пространство".
СТАРЫЙ ВОКЗАЛ
Далее можно прогуляться к старинному вокзалу возле станции "Одесса-Малая". Его построили в 1904-1906 годы, о чем свидетельствует надпись на фасаде вокзала. Светло-розовое здание отлично сохранилось. Видно, что его ремонтировали и там продолжают работать сотрудники железной дороги. Жаль только, что его изрисовали хулиганы.
⠀
Со стороны двора цвет вокзала выглядит более насыщенным.
⠀
ЖИЗНЬ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Прямиком возле рельс находятся несколько жилых домов. Местные жители давно привыкли к шуму поездов и говорят, что уже не представляют свою жизнь без этих звуков. Одна их женщин рассказала нам, что когда переехала в более тихий район, то не могла долго уснуть, поскольку не слышала привычный стук колес ночных поездов.
⠀
В дворах можно увидеть карусель и качели, на которых катались будучи детьми те, кто сейчас уже пенсионного возраста.
⠀
Больше фотографий смотрите в нашей галерее:
Также читайте про историческое и очень атмосферное место нашего города – Второе христианское кладбище. Там сохранилось множество старинных усыпальниц и памятников, а о захороненных людях ходят легенды.