Красиво и интересно: что стоит посмотреть вдоль одесской железной дороги

Памятки 19 века: что стоит посмотреть вдоль одесской железной дороги - фото

Редакция Vgorode продолжает публиковать интересные факты об одесских микрорайонах, площадях, улицах и других знаковых местах.

Сегодня мы расскажем о том, какие памятки архитектуры находятся вдоль одесской железной дороги. Данное место сложно назвать туристическим, но это идеальный маршрут для тех, кто любит посмотреть что-то более уединенное и "дикое". Отметим, ранее шикарные здания с каждым годом разрушаются, поэтому поспешите увидеть их своими глазами. 

Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.

ГДЕ НАХОДЯТСЯ И КАК ДОБРАТЬСЯ

Интересующий нас участок железной дороги находится между Горбатым мостом и Водопроводной. Если вы идете пешком, то подойти к путям удобно по улице Чернышевского к станции "Одесса-Малая" или по улице Поездная к станции "Одесса-Поездная". К виднеющимся старинным зданиям можно пройтись вдоль железной дороги. Только не забывайте про меры безопасности и тот факт, что гулять по самим путям запрещено. За это могут даже выписать штраф. 

Если вы на машине, то советуем подъехать со стороны улицы Косовской. Проезд к железной дороге есть на повороте возле магазина "Таврия В". Далее будет много фур и железнодорожный переезд. 

Подъехать можно прямиком к зданиям вагоноремонтной мастерской Унгерна-Штернберга.

ИСТОРИЯ МАСТЕРСКИХ 19-ГО ВЕКА

Возле различных развалин не ожидаешь увидеть настоящий памятник промышленной архитектуры царских времен. Таких изысканных заводов сейчас уже давно не строят. 

Основателем вагоноремонтных мастерских является барон Карл Унгерн-Штернберг, который происходил от старинного немецко-балтийского графского рода. Именно он запустил строительство первых железнодорожных веток из города, соорудил "горбатый" мост на Молдаванке и многое другое.

Архитектор вагоноремонтных сооружений – Аркадий Тодоров. Он также спроектировал корпус Нового рынка, Алексеевскую церковь, скотобойни на Пересыпи. Железнодорожную мастерскую построили в 1883 году. 

В 30-е годы 20-го столетия главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в завод имени Январского восстания и названы в честь пятой годовщины победы советской власти в Одессе. Именно тут в годы Великой Отечественной Войны выпускали легендарный танк НИ или "На Испуг".

В советский период завод был одним из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения и поставлял краны в 47 стран мира.

Интересный факт связан с памятником Ленину, который находился на территории завода. Типичную советскую скульптуру выкупил американский ресторатор Харви Гоф, который украсил им вход собственного ресторана Goff’s Hamburgers в Далласе, дополнив Ленина надписью America’s Won.

⠀⠀

После распада СССР завод приватизировали и переименовали в компанию "Краян". Недолгое время работа по производству кранов продолжалась, но к концу 1990-х годов завод довели до банкротства.

Сейчас мастерские находятся в упадке. Большинство уникальных металлических архитектурных конструкций ушли на металлолом – пропали даже аутентичные кованные лестницы и массивные подпоры. За последние десять лет цеха и производственные здания горели, а стены и крыши находятся в плачевном состоянии или вовсе отсутствуют.

Пробираться внутрь здания не стоит. Территорию охраняют, а фотографировать разрешают неохотно – только для личного фотоархива.

Рядом находится много не менее старых построек, но не таких масштабных.

Многие фотографы старины уверены, что это самое красивое заброшенное здание в Украине. Смотрите, какие снимки они опубликовали. 

Мастерские с высоты:

Видео: Bird Eye

ЗДАНИЕ ПЕРЕПРОДАЮТ

В 2015 году компания-владелец завода "Истриан" обещала реконструировать здание под винтажный бизнес-центр, сохранив его архитектурную уникальность. Дальше обещаний дело так и не дошло и здание выставили на продажу.

Вначале площадь более трех тысяч квадратных метров, с высотой стен по периметру 15 метров, оценили в 350 тысяч долларов. 

Потом цену снизили  до 195 тысяч долларов, что сопоставимо со стоимостью квартиры на Французском бульваре.

Известный одесский ресторатор Алекс Купер призвал одесситов выкупить шедевр архитектуры и уже за пару часов меценаты собрали нужную сумму. По словам Купера, после здание продадут "вменяемому человеку, который сделает там крутое пространство".

СТАРЫЙ ВОКЗАЛ

Далее можно прогуляться к старинному вокзалу возле станции "Одесса-Малая". Его построили в 1904-1906 годы, о чем свидетельствует надпись на фасаде вокзала. Светло-розовое здание отлично сохранилось. Видно, что его ремонтировали и там продолжают работать сотрудники железной дороги. Жаль только, что его изрисовали хулиганы. 

Со стороны двора цвет вокзала выглядит более насыщенным. 

ЖИЗНЬ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 

Прямиком возле рельс находятся несколько жилых домов. Местные жители давно привыкли к шуму поездов и говорят, что уже не представляют свою жизнь без этих звуков. Одна их женщин рассказала нам, что когда переехала в более тихий район, то не могла долго уснуть, поскольку не слышала привычный стук колес ночных поездов. 

В дворах можно увидеть карусель и качели, на которых катались будучи детьми те, кто сейчас уже пенсионного возраста. 

Больше фотографий смотрите в нашей галерее:

Также читайте про историческое и очень атмосферное место нашего города – Второе христианское кладбище. Там сохранилось множество старинных усыпальниц и памятников, а о захороненных людях ходят легенды.

Последние новости