Житель одесского села Айван Кара с детства знал, что в далекой Бразилии у него живет родня, но никогда их не видел - даже на фото. Почему судьба разлучила самых близких людей, он знал из рассказов бабушки Анны Кирилловны.
В 1920-е местные жители массово выезжали из Бессарабии в поисках лучшей жизни. Чаще всего брали курс на Латинскую Америку, а болгары ехали в Бразилию. Не стала исключением и семья Филипповых из Новых Троян, у которых была маленькая дочурка Анечка. Эмигрантам пришлось тяжело зарабатывать на кусок хлеба - они валили деревья в лесах, расчищая место под новые поля.
- Через время бабушкины родители решили вернуться на родину, но это оказалось сложной задачей, - рассказывает Айван. - Понадобились титанические усилия, чтобы достать один билет - для взрослого и ребенка. Сначала отправить домой решили бабушку с дядей, а через несколько дней после их отъезда отец бабушки Кирилл Филиппов нашел хорошую работу. Возвращение отложили, как казалось, ненадолго. Но потом грянула Великая депрессия, началась война. Появился и на долгие годы захлопнулся так называемый железный занавес…
Приехать в Бессарабию к дочери Филипповы так и не смогли - остались жить в Бразилии. Со временем у них родились еще три девочки и мальчик, которых назвали русскими именами: Мария, Татьяна, Иванна и Ефим. Тем временем старшая дочь Анна росла в Украине. Здесь ее воспитывали бабушка с дедушкой.
Девушка пережила освобождение от румынского ига, вторую оккупацию и новое освобождение. Вышла замуж, родила. Единственное, что ее связывало с мамой и папой - редкие письма из жаркой Бразилии.
- Постоянная переписка продолжалась вплоть до 1978 года, - вспоминает Айван Кара. - Она прервалась, когда мама бабушки - моя прабабушка умерла. А шесть лет назад моя сестра Валя нашла заграничных родственников через Интернет и предложила приехать к нам.
Спустя десятилетия родные сестры впервые увидели друг друга. Анне Кирилловне было уже 92, Марии Кирилловне - 85. На желанную встречу в родное село Новые Трояны Болградского района бразильянка приехала из Сан-Пауло вместе с дочерью, сыном и невесткой. Все плакали, глядя, как пожилые женщины, прижавшись друг к другу, стали рассказывать о своей жизни, внуках и правнуках, вспоминать маму и папу. Общались дамы при помощи переводчика, ведь Мария Кирилловна говорит на португальском и испанском, а ее старшая сестра знает русский, украинский и болгарский.
Уезжая обратно в Латинскую Америку, семьи договорились больше не теряться.
- Теперь мы общаемся по скайпу, - говорит Айван. - Не исключено, что в ближайшем будущем мы с ответным визитом поедем в Бразилию. Билеты стоят по две тысячи долларов в один конец - для меня это слишком дорого. Но сын бабушки из Бразилии обещал оплатить дорогу. Он состоятельный человек - владеет фабрикой, производящей прохладительные напитки.
Источник: КП в Украине