Никаких "няш-мяш": матрос украинских ВМС рассказал о службе в Одессе

Фото: из личного архива в соцсети.

Скоро будет год, как украинский флот перевели на материковую часть в связи с аннексией крымского полуострова. Страна потеряла больше половины кораблей, около половины рядового состава ВМС Украины приняли российскую присягу.

Именно Одесса стала базой украинского флота.

Что изменилось за это время, какие проблемы у служащих и что вспоминают моряки о событиях прошлой весны, Vgorode.ua рассказал матрос корабля управления "Славутич" Максим Скрылев.

 

 


Предыстория

Родом я из Полтавской области, но учился в Киеве. После окончания вуза переехал в Одессу, отработал сезон в общепите, а потом решил, что буду служить. Вот так я поехал в Севастополь и ушел на корабль.

По профессии инженер-программист, но устроился рядовым матросом. До своей службы я корабли видел только на картинках и то пару раз в жизни.


"Русская весна" в Крыму

Спокойно себе служили, а потом начались мартовские события. Мы были изолированы на корабле, стояли в 15 метрах от части, и вот 28 дней постоянно нас штурмовали, выдвигали ультиматумы, это были на самом деле классические методы вербовки военнослужащих, контрразведка и так далее.

Те события мне до сих пор снятся. Мы отошли от стенки по приказу командира и начались постоянные вахты. Сразу была угроза нападения, мы начали делать укреппозиции, набрасывали матрасы от "кошек". Нам не дали добро использовать стрелковое оружие, мы там с палками, кто с чем бегали, круглосуточно вахтовали. Нас обкидывают гранатами, а мы с палками.

Когда уже были посреди бухты, то по приказу тогдашнего командующего ВМС Дениса Березовского (сейчас служит на должности заместителя начальника Черноморского флота РФ), отправились обратно на место дислокации. На наши якорь-цепи (в море выйти невозможно, если их не забрать) стали российские буксиры и держали нас.

Потом пришел уже, не скрываясь, рейдовый катер, они высадили на буксиры военных в полной выкладке, российской форме.

На наш борт поднимался главнокомандующий ЧФ РФ, я не знаю, о чем разговаривало командование, но доводилось потом: "Так и так, ребятушки, давайте сбрасывайтесь, оставим вам должности, зарплаты, будете служить, все будет прекрасно, под командование российского славного воинства переходите".

В следующие дни уже начали появляться какие-то казачки, которые себя называли черноморскими. На самом деле криминалитет местный, их все знали. Чаще всего просто пьяные, наши ребята их разогнали быстро.

28 марта ночью нам опять выдвинули ультиматум и атаковали. Мы забаррикадировались по всем щелям, были в готовности, оружие не давали нам. Подозреваю, что там был кто-то завербованный давно, кто не отдавал такой приказ. Более того, в каждой части был информатор, который все сливал.

Пропаганда была невероятно мощная. Когда сошли на берег еще в Крыму, ждали директив, то шли по городу и везде плакаты, все против Украины, телевидение российское, понятное дело, это тяжело.


Предатели?

Те, кто психологически не выдержали, они остались в Крыму. У нас половина экипажа ушла - из 120 человек перевелись 60.

Ситуацию мы обсуждали много, конечно, ведь в одном котле жили. Например, у одного жена-москвичка. Как известно, уже давно где-то у 60% жителей Севастополя были российские паспорта.

Я ни с кем не общаюсь из тех, кто перешел на российскую сторону. Предатели ли они для меня? Все условно. Но человек, который предал один раз, предаст в любой другой момент.

О том, чтобы принять присягу РФ, я даже не думал, хотя половина родственников живет в России. Сейчас они со мной не общаются. Даже те, кто например, живет в Ялте, я для них теперь "бандеровец" из-за того, что я не принял российскую присягу.

Когда нас заблокировали, они мне позвонили, и я сказал, что не шлюха, ни военного, ни политического, ни какого-либо другого направления.

Очень жаль, что, наверное, во всех сферах деятельности украинцы не прошли такое испытание на патриотизм и человечность. Особенно это касается государственных органов. Конечно, это промахи не только людей, но и государства в целом. Ведь у нас очень долго создавалась антиармейская пропаганда.

Я служу уже 1,5 года и был в самых разных местах, не очень радужных. Люди, которых сейчас призывают в армию, они боятся. Но чего они боятся, для меня непонятно, так ты получаешь какие-то знания навыки, которые помогут выжить в критической ситуации.

 


В Одессу – как домой

Уйти из Крыма мне было несложно, я как домой попал. Жил в Одессе до этого. Другим ребятам было тяжело, помогал им найти жилье и прочее.  Я же наоборот, когда мы только пришли сюда, вышел на вокзал и вздохнул.

Одесская гавань. Фото: из личного архива в соцсети.


В АТО

Летом несли службу на блокпостах на Донбассе, ездили как добровольцы. Писали рапорта и нас отправили. Если бы меня здесь не держали личные отношения, я бы снова был там. Понимаю, что если уеду, то это будет надолго, а могу вообще не приехать.

На суше,  где я служил на Донбассе, все намного лучше, адекватнее, чем на флоте. Все прекрасно понимают, что это не ромашки поливать.

4 месяца я провел в полях. Но и там были свои заморочки. Мы закончили все, а выезжать пришлось своим ходом. Если бы у меня не было денег, не помогали друзья-товарищи, я бы там и остался. Из нормального, что дало государство – у меня был автомат, ну и бронежилет потом.


Слухи о переводе в Николаев

Там просто много судостроительных и ремонтных заводов, может быть в связи с этим хотели перевести.

Лично мое мнение:  в 30-40-х годах здесь базировался Черноморский флот, кое-какая структуризация существует, в принципе и тут неплохо. Однако Одесса - недешевый город, прожить на одну зарплату сложно. Есть дисбаланс, ведь в Крыму на эти деньги можно было снимать жилье, оно там объективно дешевле. Может быть с экономической точки зрения для военных так будет лучше.


О проблемах

Люди сейчас очень уставшие морально. Я, например, в отпуске не был уже почти полтора года. И это при зарплате матроса в 3 тысячи гривен.

Ребята живут на кораблях, потому что особо другого варианта нет,  не разгуляешься на эти деньги. Там они сами себе создают условия, но так быть не должно.

Очень неблагодарное дело учения. Работать 24 часа в сутки, да и еще с тебя спрашивают, как положено, а за день доплачивают в сутки 83 гривны. Плачевная тема, но это служба, как ни крути, никакого "няш-мяша" в ней не бывает.

Конечно, к обычным матросам, у которых нет звезд, отношение скотское. Если попадется нормальный начальник – повезло, а если нет, будешь погибать молодым. Каждый упирается в свой срок службы, и никто не обращает внимания на личностные характеристики.

Я перевожусь сейчас в другую структуру. Как говорится, служить бы рад, прислуживаться тошно.

Последние новости