Работа водителя маршрутки – это ранние выезды, смены и выходные дни в гараже. Временами возмущенные пассажиры и мысли о том, как обогнать конкурента и при этом еще заработать.
Корреспондент Vgorode провел один день с водителем маршрутки №242 (Больница Водников – улица Паустовского), чтобы рассказать, как выглядит эта работа изнутри.
За руль с рассветом
Первая машина выходит на маршрут в 5:15. Далее они следуют с интервалом от 5 до 8 минут.
Мы подсели в маршрутку на конечной остановке на улице Паустовского около 6 утра. Встать в такую рань с непривычки было сложно, что уж говорить о водителях, которые работают в таком режиме годами.
"От того, во сколько ты выехал и от количества машин зависит, во сколько закончишь работу. Вот, сегодня я выехал 13-м, в 6:20. Это еще ранний выезд. Скорее всего, я закончу работать не очень поздно – около 20:00", - рассказывает водитель маршрутки Сергей, который уже год колесит по дорогам Одессы.
За день до этого он тоже работал и попал домой не раньше 23-х часов.
На вопрос, когда он спит, Сергей отвечает: "Тяжело в первый день работы. Потом втягиваешься. Поспать можно на выходных. Вот, смотрите: я был выходной 8 и 9 марта. День провел в гараже, ремонтировали машину. Второй выходной просто проспал: проснулся около 6:00 (даже не в 4:00!), понял, что выходной – снова уснул. В 9:00 проснулся, чтобы позавтракать – и снова спать. Жена просила сходить за покупками, провести время с ребенком – но я просто не смог. Так и получается, что у тебя вроде бы и есть выходные, но ты либо в гараже, либо спишь".
Конечная около 6 утра. Фото: Оля Чайка.
Зачем стоять на остановках?
По пути замечаем, что водитель по несколько минут простаивает на остановках. Реакция пассажиров последовала тут же. Одна женщина не выдержала и на Довженко начала возмущаться.
"Долго мы еще стоять будем? За 3 стояли и за 5 стоим? Почему это у вас такое расписание? Вот выйду сейчас и не заплачу", - закричала женщина.
В ответ Сергей лишь ответил, что стоять придется 2 минуты и если ей не терпится, пусть выходит.
Женщина покидает салон, за ней – еще один человек. Через 2 минуты маршрутка продолжает движение.
Возмущения по поводу длительных остановок были еще не раз. В ответ водитель рассказал:
"На прошлом кругу я погнался за конкурентом. Знал, что в 25 минут мне нужно быть на "Привозе", а каким образом выйти на это время – мои проблемы. Вот и получилось, что где-то дольше стоял".
Еще одна причина этому – желание собрать побольше пассажиров.
Проезд по 5 гривен,
но лучше по 6
В начале марта цену за проезд повысили с 3-х до 5-ти гривен. На вопрос, окупаются ли теперь перевозки, водитель ответил:
"Я понимаю пассажиров, особенно учитывая общую ситуацию в стране. Когда-то тоже ездил на маршрутках и был не особенно счастлив, если цену поднимали. Но сейчас могу сказать с точки зрения водителя – оптимальной была бы цена 6 гривен. Тогда нам бы удавалось зарабатывать нормальную сумму денег".
Одесситы даже пытались протестовать против поднятия тарифов. Некоторые стали требовать билетики за проезд. Таким образом хотели вывести прибыль от пассажирских перевозок из тени. Однако маршрутчики не признаются, сколько зарабатывают в день. Но официально их зарплата доходит до 5 тысяч гривен.
"Я работал 6 и 7 марта. Загрузка была, как обычно. Такого, чтобы люди возмущались, что слишком дорого или говорили, что заплатят только 3 гривны, у меня не было вообще. Билеты тоже не просили. Хотя коллеги говорили, что у них было такое. Я не понимаю, зачем пассажирам нужны эти билеты. Если ты в командировке и нужно отчитаться, на что потрачены деньги – ясно. Но зачем остальным? Билетов на 5 гривен у нас нет – выдали только на 2,50. И это не моя вина, если кому-то это не нравится – можно звонить, жаловаться нашему начальству", - говорит водитель.
Подчеркнуто одесская маршрутка. Фото: Оля Чайка.
Бутылки на бампере
и бомж в салоне
По словам Сергея, сейчас в маршрутках все обозленные, ругаются из-за пустяков. Раньше, говорит, все было иначе.
"Я застал период, когда все друг на друга злые (пассажиры – на водителей, водители – друг на друга) и думают только о том, где бы достать денег. А вот с 2007 по 2009 год работал диспетчером на конечной 120-го маршрута у ж/д вокзала – и водители много всяких историй рассказывали. Иногда подшучивали, привязывали на маршрутки сзади бутылки, водитель потом так и ехал всю дорогу с музыкальным сопровождением", - делится он.
Бывало, что другие водители устраивали сюрприз коллегам - подсаживали в салон бомжа, обещали покатать бесплатно.
"Однажды низкорослый водитель сел за руль, его пассажиры спрашивают: "Мальчик, где твой папа?". Он не обратил внимания – и поехал. Не успел добраться до конечной остановки, ему звонит начальство, спрашивает, почему ребенок за рулем. Оказалось, люди испугались и стали звонить, жаловаться. Вообще, раньше была более доброжелательная атмосфера. Шел на работу с легкой душой. А сейчас ситуация такая напряженная – никакого удовольствия", - говорит Сергей.
Пьяные пассажиры и разборки
Как известно, в дороге может случиться всякое. Разборки, драки, аварии и со всем этим приходится справляться.
"Это зависит от характера водителя. Если пьяные грубят, кто-то высаживает, другие просто едут дальше. У меня никогда не было разборок или драк. Аварии были, но все относительно мелкие. У этой машины есть проблема – она не заводится, поэтому я просто не глушу двигатель. На второй день моей работы ее толкали до конечной – и так вышло, что она зацепила козырек ларька. Второй раз ехал с гаража – зима, гололед. Затормозил немного на светофоре – а она все равно сунется. Впереди был грузовик, разбил фары. Ничего серьезного, но неприятно", - говорит Сергей.
И признается, что на дороге насмотрелся на разных водителей. Некоторые ведут себя так, будто не осознают, что в салоне едут люди, чьи-то родственники и близкие.
Еще новости Одессы:
ТОП вакансий в Одессе для переселенцев и не только