Во вторник, 23 июля, отпраздновал свое 70-летие известный украинский живописец, график, фотохудожник, автор инсталляций и объектов Василий Рябченко.
По случаю юбилея одессита, который является одним из ключевых деятелей украинского искусства и "Новой украинской волны" Vgorode рассказывает о его творческом пути и показывает фото его работ.
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации.
Что известно о Василии Рябченко
Будущий художник родился 23 июля 1954 года в Одессе. Его отец Сергей Рябченко был известным художественным графиком, а мать – педагогом. Василий окончил школу №101.
"Школу я не любил... Я много и увлеченно читал, в основном о приключениях и путешествиях, любил фантастику, сказки и легенды разных народов. Любимой книгой, которую я знал почти наизусть, стала "Мифы и легенды Древней Греции", что оказалось полезным, когда начал изучать историю искусств", – вспоминает художник.
Художественное образование Василий Рябченко начал в художественной школе, расположенной на территории Одесского художественного училища.
"Я всегда был чем-то занят: читал, фантазировал, рисовал, лепил, клеил и даже шил, но никогда не думал, что буду художником, хотя с интересом наблюдал за работой отца... Как будущую профессию я рассматривал три варианта: путешественник, врач и океанолог. Но я жил в "доме художников", а традиция дома требовала продолжения династии. Дети всех, кто жил в доме, и много их внуков стали продолжателями династии, и я не стал исключением", – вспоминает Василий Рябченко.
В 1969 году он поступил в Одесское художественное училище имени Грекова на отделение живописи, а в период с 1974 по 1976 года был вольным слушателем в ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной.
"Наблюдая за работой художников, я открывал для себя новые возможности в работе с формой, пластикой, цветом, фактурой. Благодаря чудесной библиотеке, я имел доступ к новейшей информации о современном искусстве: дизайн, архитектура, живопись... Свою первую постановку "Девушка с экзотической внешностью в широкополой шляпе" я написал, применив новые для себя принципы так удачно, что преподаватель и студенты группы восприняли меня серьезно", – рассказывает об этом периоде деятель искусства.
Вернувшись в Одессу, Василий Рябченко познакомился с Валентином Хрущом и художниками-нонкорфомистами. В период с 1978 по 1983 года учился в Одесском государственной педагогическом институте имени Ушинского на художественно-графическом факультете. С 1975 года начал регулярно участвовать в выставках, а в 1978 году стал членом молодежного объединения Союза художников, благодаря чему получил свою первую мастерскую в полуподвале на улице Институтской, 28.
Раннее творчество Василия Рябченко (работы периода 1970-х и начала 1980-х годов) является синтезом "западного" и "восточного" подходов к живописи. Во второй половине 1980-х он увлекся трансавангардом и начал создавать работы в стиле нового рококо. Характерные признаки картин Рябченко того времени: эстетизм, игривость, пустотность и комбинаторика. Ярким примером является картина "Коты" о двух котах-соперниках. Позже, накануне распада СССР, появилась картина "Устрашение".
Линия рококо присутствует и в современных работах Рябченко, однако сейчас в них больше эмоциональности, запутанности, иррационализма и обеспокоенности.
В 1987 году Василий Рябченко членом Союза художников СССР, а позже – членом Национального Союза художников Украины. Одним из первых Рябченко начал работать в жанре инсталляции. Первой его работой такого направления стала "Качели для пеньков".
С начала 1970-х годов художник активно экспериментировал с фотографией. Сначала снимал непостановочные натюрморты из бытовых предметов, позже – импровизации с участием предметов и человеческого тела.
За цикл фотографий, которые объединены проектом Naked Dream (1995), Рябченко по итогам первого всеукраинского Артфестиваля "Золотое сечение" получил премию и звание "Лучший художник Украины".
"Василий Рябченко в своих произведениях является медиатором объективной пустотности по законам красоты. Причем фигуративность не умаляет, а усиливает эту интенцию. Для воплощения вакуума художник умножает изящество рокайля, стилизованность модерна и роскошь великосветского барокко на абсолютную деконструкцию мифологических смыслов", – отмечает искусствовед Михаил Рашковецкий.
Напомним, отец Василия Рябченко также был известным художником-графиком. В этом году деятель искусства мог бы отпраздновать 101-летие.
Пошел по стопам дедушки и отца и сын Василия Рябченко Степан Рябченко. В 2015 году он попал в топ-15 лучших современных художников в мире электронного искусства, а недавно его работы опубликовали в фундаментальном издании "Искусство мира. Вклад Украины".