Уникальные снимки: фотографы побывали на заброшенном заводе "Краян"

Одесский завод "Краян" распиливают на металл и совсем скоро здание просто прекратит свое долгое существование. Уже давно огромные заброшенные цеха привлекают фотографов, руферов и других экстремалов, но вот обычные люди вряд ли видели знаменитый "Краян" изнутри. А ведь это самое красивое заброшенное здание в Украине.

Все фото: facebook.com/diggtour/

 

Справка Vgorode:

Завод "Краян" - это бывшие вагоноремонтные мастерские, которые были известны на всю тогда еще Российскую империю. Основатель мастерских барон Карл Карлович Унгерн-Штернберг. В августе 1863 года для ремонта подвижного состава в Одессе К. К. фон Унгерн-Штернбергом были основаны Главные железнодорожные мастерские, первые здания которых начали возводиться примерно в середине 1860-х г.г. вблизи моста и старого паровозного депо, здание которого дошло до наших дней в сильно перестроенном и руинированном состоянии. Однако, здания из красного кирпича, известные уже нам были построены после смерти барона архитектором Тодоровым. До сих пор многие сооружения остались нетронутыми, их можно увидеть на улице Водопроводной в районе Красного креста.

Мастерские, как и построенный неподалеку мост (Горбатый), стали в народе называться "барон(ов)скими" в честь Унгерн-Штернберга. Кстати, в газетах тогда писали, что одесские мастерские ни в чем не уступают по красоте и функциональности парижским!

Вот так выглядело главное здание вагоноремонтных мастерских - паровозный цех в начале XX века Фото: https://archodessa.com

Сейчас, если прогуляться вдоль железнодорожного пути в районе улицы Водопроводной и до Горбатого моста, можно найти старые рельсы, переводные стрелки и очень много старинных деталей.

Во время войны на заводе Январского восстания - именно так он назывался в советское время, делали бронепоезда, танки и оружие. За послевоенные годы создано более 25 модификаций кранов различной грузоподъёмности. Некоторые из них награждены дипломами ВДНХ СССР. Освоено производство 16-тонных и 25-тонных кранов для работы в условиях Крайнего Севера.

До самого окончания советской эпохи предприятие относилось к структуре Минстройдормаша и являлось одним из крупных предприятий тяжёлого машиностроения СССР. После распада СССР, завод был приватизирован и переименован в компанию "КРАЯН". Уже под маркой "Краян", здесь некоторое время продолжался выпуск кранов на пневмоколёсном ходу, а также автомобильных и кранов на спецшасси с телескопической стрелой. Высокий уровень продукции "Краяна" был отмечен Золотой Звездой. В конце 1990-х г.г. начался период упадка, продолжающий "прогрессировать" и по сей день.

Как и многие другие заводы постсоветской Украины, предприятие пало жертвой непрекращающихся распрей потенциальных собственников. В начале 2000-х г.г. рабочие места начали стремительно сокращаться, ко второй половине 2000-х г.г. завод фактически перестал функционировать. В нынешние времена эксплуатируемыми остаются всего несколько построек, остальные либо опечатаны, либо полуразрушены. Что касается наиболее ценных, дореволюционных (в большинстве своем краснокирпичных зданий), их сохранность и общее состояние в среднем лучше более поздних.

По материалам сайта Архитектура Одессы.

Вид на завод сверху. Фото: https://archodessa.com

Внутри здания весной 2015 года. Фото: https://archodessa.com

 

Последние новости