Вопрос-ответ: почему в пятом трамвае вечно что-то происходит?

Фото: Диана Лозовская

Одесситы хорошо знают, самые интересные истории происходят в пятом трамвае, там же рождаются самые удивительные шутки, да и просто это совершенно легендарный маршрут.

- Там постоянно какие-то мошенники, воровство, кто-то недоволен, кто-то кричит, кто-то поет, кто-то с животным едет, кадры всякие, сумасшедшие, голые - рассказывает нам читательница. А мы только улыбаемся, ведь только в пятом трамвае смешиваются туристы и коренные одесситы - одни едут из Аркадии, другие с Молдаванки или только что со Староконки. Здесь старые рыбаки везут бычки по утрам и запах рыбы раздается на весь вагон. Сюда же с сентября садятся студенты, их можно узнать по конспектам, доучиваемым прямо в трамвае на ходу. Здесь завязываются самые интересные беседы с вопроса "а когда Музкомедия?". Наверное, это единственный трамвай, где вы все еще можете услышать одесский говорок и увидеть настоящую тетю Соню, везущую домой синенькие и тюлечку с Привоза, она здесь встретит свою знакомую из соседского двора - и вот вы уже знаете все сплетни улицы Колонтаевской и даже немножко за Среднюю. Рядом с тетей Соней стоят загорелые, полуголые туристки, полтрамвая смотрит на них с укоризной, а другая половина - с улыбкой. А за окнами самые интересные места Одессы - Французский бульвар, Привоз, Молдаванка и прямо вдоль трамвайных путей раскладка Староконного рынка.

Пятый трамвай. Фото: Серж Назаров

Первый одесский трамвай появился 105 лет назад. Первые электрические трамваи появились в городе в 1910 году. До этого в городе уже с 1880 года ездили конные трамваи. Первая линия проходила от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу "Ланжерон". Строила первые линии так называемых "конок" Бельгийское общество конно-железной дороги. Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Стоимость проезда - пять копеек.

24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая. Это событие очень красочно описал известный одесский писатель Юрий Олеша: "Трамвай показался на Строгоновском мосте, желтокрасный, со стеклянным тамбуром впереди. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой. Там же градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: "Легоде". Это был директор бельгийской компании, построившей первую линию".

В следующем же году трамваи стали ходить на Аркадийский пляж. Первоначально сюда ходил маршрут без номера (до Революции 1917 г. все маршруты обозначались названиями конечных пунктов) от Лагерного переулка - от его пересечения с Французским бульваром. Только в 1915 году маршрут продлили в город - по Французскому бульвару, улицам Белинского и Большой Арнаутской до угла Преображенской. В таком виде трамвай ходил в Аркадию (только летом, зимой там делать было нечего) до 1919 года, когда электричество кончилось.

Второй раз в Аркадию трамвай пустили только в 1923 году. Ходил он только летом. В самой Аркадии имелось кольцо, раскинувшееся по двум берегам балки. У берега пути проходили по мостику, рядом с которым была конечная остановка. Мостик и старая остановка в Аркадии, кстати, остались до сих пор. Присмотритесь к последнему заведению на аллее - напротив аквапарка - и вы поймете, что это переделанная старая остановка.

В 20-е годы от мостика в сторону нынешней улицы Каманина уходила еще одна трамвайная линия - маршрута 26А, ходившего от Аркадии через 8-ю станцию Фонтана на Чубаевку.  А трамвай маршрута №17 с 1928 по 1934 год ходил в Аркадию от Тираспольской площади.

В 1930-х Аркадия преобразилась. Трамвай перестал доходить до пляжа. А в начале обустроенной именно тогда центральной аллеи построили новое кольцо, рядом с открывающим перспективу павильоном с колоннадой.

Вот так выглядел подъезд к Аркадии в 1935-м.

Вот здесь на мостике еще видно старые рельсы дореволюционного маршрута. Сейчас слева аквапарк, а справа - Ибица.

В 1956 году в Аркадию впервые пришел трамвай 5-го маршрута, от Староконного рынка. Но в 1956-1961 гг. 5-ка ходила по Новоаркадийской дороге - нынешнему проспекту Шевченко.

Вот он - первый пятый трамвайчик. Фото из архивов музея КП "Одесгорэлектротранс"

В 1961 году линию в Аркадию перевели на широкую колею. Заодно при этом убрали трамвайные пути с Новоаркадийской дороги, превратив ее в проспект Шевченко. Старый 17-й маршрут закрыли. В Аркадию теперь ходил только 5-й маршрут.

Фото Анатолия Вильковича, зима 1979 года. Круг в Аркадии.

Старый трамвай на Пантелеймоновской, 70-е годы

1986 год

Читайте также:

Прогулки по Одессе: самые колоритные дворики

Одесса, которую ты не знаешь: как выглядело первое кладбище города

Одесса, которую ты не знаешь: заброшенное казацкое кладбище у Шкодовой горы

Одесса, которую ты не знаешь: уникальные барельефы в доме на Бунина

Ностальгия: смотри, какой была Одесса в 70-е годы ХХ века

Больше новостей в официальных группах Vgorode

Вконтакте: vk.com/od.vgorode

Facebook >

 

Последние новости