Одесский железнодорожный вокзал: удивительные факты, о которых вы не знали

Одесский вокзал. Фото: Горецкой Наталии

Редакция Vgorode уже рассказывала, как изменилась Одесса за последние 100 лет. Сегодня поговорим об Центральном железнодорожном вокзале. Мало кто знает, сколько всего перетерпело это величественное здание и какие тайны оно хранит. 

Одесский вокзал - это конечная станция всех пассажирских поездов. Именно с него начинается знакомство с городом у большей части туристов. Отметим, каждый год железнодорожный вокзал принимает порядка 8 миллионов пассажиров. Уже более 150 лет он играет важную роль, как в пассажирском сообщении, так и в транспортном.

Где находится 

Главный железнодорожный вокзал находится в центре города. Поэтому от него легко добираться ко всем достопримечательностям Одессы. И как полагается, практически весь общественный транспорт проходит рядом с вокзалом. Также рядом находится автовокзал, откуда можно на автобусе добраться до любого уголка Одесской области. 

 

Первый вокзал в Одессе

В январе 1863 года было принято решение о строительстве железной дороги. Первую линию протянули от Балты до Одессы в 1865 году. Строительство началось сразу во многих местах, в том числе в 1860-х годах возник и первый вокзал в Одессе. Он находился ближе к «горбатому» мосту, на станции "Товарная".

Первый вокзал представлял собой комплекс из двух зданий по двум сторонам от путей, которые соединялись между собой навесом. В центр города от станции работал "трансфер" — специальный поезд до небольшого павильона на Куликовом поле. Аналогичный пассажирский павильон работал в порту, около Бульварной лестницы – именно оттуда в 1865 году отправился первый поезд из Одессы до Паркан (село и пристань на Днестре рядом с Тирасполем).

Интересно, что первая железнодорожная ветка шла прямо в порт. Более того, пассажирская ветка даже во второй половине XX века доходила до нынешней улицы Приморской. Поезда останавливались едва ли не у самой Потемкинской лестницы.

 

Предшественник нынешнего здания

Маленький павильон не мог справиться с быстро растущим пассажиропотоком и в конце 1870-х годов на месте нынешнего вокзала начали строить более современное здание. 

Проект вокзала разработал архитектор Виктор Шретер. Его авторству принадлежит солидное наследие: от частных особняков до театров, церквей и фабрик.

Так как Шретер проживал в Санкт-Петербурге, то общий надзор за строительством в Одессе осуществлял Александр Бернардацци. Здание было построено за четыре года (1879-1883 год) в стиле историзма и эклектики. 

 

Классовое неравенство 

Старый железнодорожный вокзал имел разные входы для пассажиров трех классов. Пассажиры первого и второго класса заходили с главного входа, со стороны Привокзальной площади, а путешественники победнее довольствовались боковым входом со стороны Старосенной площади.

Кроме того, для богачей были отдельные залы ожидания и все было сделано так, чтобы люди из разных сословий максимально не пересекались. Существовала закрытая территория для отдыха членов императорской фамилии, во время их путешествий. Также раньше на территории вокзала был шикарный ресторан. Попасть туда могли исключительно состоятельные горожане. 

 

 

Взрыв и новое строительство

В 1944 году во время Великой Отечественной войны в Одессе здание вокзала взорвали. Новое здание построили в рекордно короткие сроки - всего за два года, с ноября 1950 по июль 1952.  Его перенесли на 50 метров, увеличив тем самым привокзальную площадь. Архитектор проекта Леонид Максимович Чуприн.  

В строительстве вокзала участвовал весь город. Тысячи одесситов проводили здесь воскресники, приходили во внерабочее время для выполнения различных подсобных работ. Со всех сторон шли вагоны с кавказским и среднеазиатским мрамором, а также с другими стройматериалами. В строительстве вокзала принимали участие специалисты по отделочным работам Закавказья, Урала и Карелии.

 

На фасаде здания висит памятная табличка о строительстве вокзала. 

 

Детская комната и игровая

В новом здании сделали все для удобства пассажиров. Там была комната матери и ребенка с кроватями, где можно было даже переночевать. Также была специальная комната для детских игр. 

Для ожидания своего поезда вокзал разделили на несколько обустроенных зон,  открыли кафе. 

 

Во дворе вокзала был фонтан 

На территории нынешнего перрона, возле строений выходящих на Старосенную площадь, ранее находился фонтан. Но позже его решили убрать и расширить территорию ресторана и места для пассажиров.

 

Декоммунизация

На территории вокзала находилось два бюста Сталина - внутри здания и со стороны фасада. Еще один памятник был на Привокзальной площади. Но позже в рамках декоммунизации их всех снесли. 

 

Часы, как отдельная достопримечательность

Сразу же после открытия вокзала в 1883 году фасад украсили часы. Во время Гражданской войны каждый штурм города начинался с обстрела вокзальных курантов.

После попадания снаряда на месте циферблата появлялась огромная дыра, на месте которой сразу же устанавливали  новые часы. Когда вокзал взорвали часы окончательно погибли.

Для нового вокзала часы привезли из Санкт-Петербурга, где они отсчитывали время в одном из графских дворцов. Для того, чтобы они шли правильно и не сбивались, раз в шесть дней мастера заводят часовой механизм.

К сведению, самые точные часы на железнодорожном вокзале расположены над расписанием поездов. Их, между прочим, «сверяют» по Гринвичу.

 

Скульптура на верхушке вокзала

На крыше вокзала виднеется большая скульптура советских времен. Там можно разглядеть моряка с мечом, пионера с горном, Родину-мать и шахтера-рабочего. В то время такие статуи устанавливали во многих городах союза. А в Одессе их решили объединить в одном месте, демонстрируя всю мощь города. 

 

Настоящее 

В наши дни вокзал не утратил своей красоты. Из изменений последних десятилетий - практически все надписи на украинском языке и больше нет больших букв на фасаде "Слава КПСС".

Главный зал вокзала по-прежнему венчает огромный купол, в центре которого расположена люстра, весом в полтонны. К сведению, гигантский плафон удерживают над головами пассажиров 120 стальных тросов.

Во время карантина здание опустело, а вход на второй этаж закрыт. Закрыты также все залы ожидания. Пассажиры ждут своего поезда на улице.

Найдите время как-нибудь рассмотреть вокзал без спешки и вы будете приятно восхищены видом здания. 

Больше фото смотрите в нашей галерее:

Также читайте об улице Пушкинской, которая была нанесена на карты города почти 200 лет назад и с тех пор не утратила свой красоты.

Историки рассказывают, что в конце 19 века Пушкинская по мере ее приближения к вокзалу, Привозу и Куликовому полю, постепенно теряла шарм центральной улицы. Да, на ней сохранялись величественные платаны и брусчатка, но никто из солидных банкирских контор или иностранных пароходных компаний не захотел обосновываться здесь.

Последние новости