Если прокатиться на одесском трамвае на Большой Фонтан, то можно увидеть несколько сохранившихся до наших дней каменных остановочных павильонов столетней давности, именуемых в нашем городе "бельгийскими", - пишет "Культурометр".
Самыми первыми сооружениями подобного рода в Одессе были деревянные остановки конки. Но те из них, которые "дожили" до электрического трамвая, закончили свое существование в период Гражданской войны — их попросту разобрали на дрова.
Деревянный навес на улице Херсонской у городской больницы, начало XX века
Свой миниатюрный вокзальчик был и у паровика "Ваньки Головатого", ходившего с 1880-х на Большой Фонтан. Его конечная станция была на улице Пантелеймоновской, напротив Александровского полицейского участка (ныне пожарная часть). "Ванька Головатый" — это две линии узкоколейной пассажирской железной дороги, работавшей с 1881 года от Куликова поля (или Пантелеймоновской в разные годы) до 16-й Фонтана и от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. Представлял собой малогабаритный паровоз с несколькими пассажирскими вагонами.
Вокзал паровика, видно нынешнюю Привокзальную площадь и Тюремный замок.
С 1910 года, параллельно с электрификацией почти всех линий конки в центре Одессы, строившее трамвай "Анонимное Бельгийское общество" взялось и за остановочные павильоны — чтобы привлечь пассажиров дополнительным сервисом. "Анонимное Бельгийское Общество" — инвестор и владелец системы трамвая в Одессе.
Павильон на 14-й станции Фонтана, 1918 год, запечатлен редкий момент — паровик ходит вместо трамвая, фото Крикор Магникиан.
Более крупные павильоны строились на конечных станциях и на загородных линиях. В центре города и на Молдаванке, в основном, строили компактные навесы-"грибы".
Чертеж "вокзального" павильона на Куликовом поле, точно такой же стоял на 16-й станции Фонтана.
Конечная трамвая на Куликовом поле, 1976 год, на втором плане видно сильно перестроенное здание "вокзального" павильона, фото Ханс Орлеманс.
Типовые проекты павильонов в нескольких вариациях разработал в стиле геометрического модерна известный одесский архитектор Адольф Минкус. В нескольких узловых точках соорудили так называемые "вокзальные помещения", сильно отличавшиеся друг от друга. Одно из них стояло на Куликовом поле, сейчас перестроенный и превращенный в двухэтажное здание химчистки, еще один, не сохранившийся — на 16-й станции Фонтана.
16-я станция Фонтана с бельгийским "вокзалом", 1960 год, фото из фондов музея КП "Одесгорэлектротранс"
В 2004 году один из двух таких "вокзалов" на Греческой площади был снесен. После закрытия в 1965 году узкоколейного трамвая в центре Одессы, павильон еще 40 лет обслуживал пассажиров троллейбуса.
"Вокзал" на Куликовом поле в 1985 году. Уже тогда здание получило второй этаж. Фото Вольфганг Шрайнер.
А последний из уцелевших "вокзалов" до сих пор является диспетчерской на конечной остановке в Херсонском сквере. На нем, кстати, сохранились переплетенные между собой буквы "О" и "Т" — дореволюционная эмблема одесского трамвая, ставшая пару лет назад современным логотипом КП "Одесгорэлектротранс".
Наиболее известные в Одессе и за ее пределами старые остановки — навесы типового проекта №6. Они стояли вдоль линии трамвая на Фонтан на 3-й, 5-й, 6-й, 8-й, 9-й, 10-й, 12-й, 13-й, 14-й и 15-й станциях. Еще два таких стояли вдоль Дачи Ковалевского и четыре навеса — вдоль улицы Долгой, на ее пересечениях с улицами Цыганской, Сиротской, у селений Дмитриевка и Дерибасовка.
Дача Ковалевского, май 1959 года: разъезд на одноколейном 19-м маршруте, на втором плане видна старая остановка у Монастыря, фото Ray Degroote.
На Даче Ковалевского, на 2-й и 11-й станциях, на Чубаевке стояли увеличенные по размерам павильоны более "высокого" статуса, чем просто навесы. Их строили либо на конечных станциях, либо на остановках с большим потоком людей.
Именно вдоль линии на Фонтан, благодаря ее "дачному" и почти "загородному" расположению, уцелело больше всего старых типовых навесов. Часть из них до сих пор используется по прямому назначению, укрывая пассажиров трамвая от непогоды — на 8-й, 14-й, 15-й станциях и на Даче Ковалевского у монастыря. Два навеса — на 9-й станции и на Долгой угол Дачи Ковалевского, сданы в аренду и превратились в продуктовые магазинчики.
Павильон на углу Долгой и Дачи Ковалевского (Амундсена) уже в 1976 году был перестроен в продмаг. Трамвай на фото — перестроенный в "тянитолкай" вагон модели МТВ-82, с 1989 по 2004 г. он был служебным, а сейчас стоит в качестве кафе на 6-й станции Фонтана. Фото — Ханс Орлеманс
Большой павильон проекта "4А" в конце Дачи Ковалевского уцелел — но сейчас это жилой дом за глухим высоким забором, около мемориального парка 411-й береговой батареи.
Другие старые павильоны сохранились в небольшом количестве на Люстдорфской дороге у входа на 2-е Христианское кладбище и вдоль линии 20-го "камышового" трамвая по Хаджибейской дороге и на Пересыпи. Один павильон есть в Аркадии и еще один, переделанный в жилой дом — в самом конце Французского бульвара. А на улице Чернышевского, что на Воронцовке, имеется единственный уцелевший бетонный навес-"грибок" из 47 установленных по всему городу.
Летом 2017 года все уцелевшие павильоны на Фонтане, Люстдорфской и Хаджибейской дороге решили включить в список одесских памятников архитектуры.
Смотри еще:
Такой ты ее не видел: Одесса в дореволюционные и довоенные времена
Такой ты ее не видел: колоритная Одесса конца 1970-х годов
Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры