РФ отказалась инспектировать суда, следующие в порт "Пивденный" в Одесской области

РФ отказалась инспектировать суда, следующие в порт "Южный" в Одесской области. || Фото иллюстративное: frontnews.eu

РФ согласилась возобновить инспекции следующих в Одессу и "Черноморск" судов "зерновой инициативы", но отказалась проверять судна в порт "Пивденный". Об этом сообщил  замминистра развития громад, территорий и инфраструктуры Украины Юрий Васьков "Интерфакс-Украина".

62 судна стоят в очереди, ожидая инспектирования, и некоторые из них уже несколько месяцев.

Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации

Васьков подтвердил, что после того, как 17 мая судно DSM Capella под флагом Барбадоса с 30 тысячами тонн кукурузы отправилось из порта "Черноморск" в Турцию ни одного другого судна участника инициативы в украинских портах пока нет.

По его словам, действия России в СКЦ приводят к значительному удорожанию логистики и повышению цен на ее составляющие: страхование, фрахт и т.д.

Он напомнил, что при нормальном функционировании "зерновой инициативы" Украина готова экспортировать из трех портов 6 млн тонн аграрной продукции в месяц, однако с ноября Россия находит новые поводы, чтобы ограничить экспорт и приостановить зерновую инициативу, в результате с начала мая по 17 мая было экспортировано менее 1 миллиона тонн, а в апреле – 2,7 миллионов тонн.

Как подтвердил замминистра, в апреле представители РФ в СКЦ вычеркивали суда, представленные по планам украинских портовых операторов, и предлагали свой перечень судов.

"Мы, безусловно, на это не согласились. После этого тоже была остановка на несколько дней. В результате ООН и Турция предложили перейти к принципу "живой очереди" – подавать на инспекцию судна, физически пришедшие ранее. И мы с этим согласились, хотя это не отвечает планам наших портовых операторов. Но мы согласились, потому что это лучше, чем инициатива вообще не будет работать, и это тоже прозрачно", – описал развитие событий представитель Украины.

Он добавил, что таким образом работа продолжалась около недели, но затем РФ в одностороннем порядке остановила инспекцию судов направлявшихся в порт "Пивденный", а позже и в другие порты.

По его словам, как ожидается, первыми инспекцию на вход должны пройти самые "старые" суда, которые дольше всех ожидали в очереди. В случае ее прохождения сегодня такие суда уже послезавтра могут быть в Украине в порту.

"Как теперь будет, мы увидим. Пока, как я говорил, инициатива не заработала. Пока нет проводимой инспекции на вход", – сказал в завершение Васьков.

Как упал экспорт зерна

Согласно данным СКЦ на вечер 18 мая, внутри "зернового коридора" оставались лишь два судна, ожидающие инспекции на выход. Всего инспекцию на вход за время действия "зерновой инициативы" с начала августа 2022 года прошли 917 судов, тогда как на выход – 950 (разница объясняется тем, что часть судов стояли с агропродукцией в портах с начала войны).

В том числе в мае на вход было проинспектировано всего 11 судов по сравнению с 54 в апреле и 89 в марте. Рекордные темпы инспекции на вход были достигнуты в сентябре и октябре – соответственно 186 и 136 судов.

Что касается инспекций на выход, то с начала мая их было осуществлено 53 по сравнению с 65 в апреле и 85 в марте. Рекордные темпы инспекции на выход были зафиксировано в октябре – 194, тогда как в сентябре и ноябре-декабре прошлого года их было от 125 до 105.

В результате экспорт в мае, по данным СКЦ, упал до 1,07 миллионов тонн с 2,79 миллионов  тонн в апреле и 3,93 миллионов тонн в марте. Рекордный уровень был зафиксирован в октябре – 4,24 миллионов тонн, а суммарно он составил 30,28 миллионов тонн.

Последние новости