В Одесский залив вернулись мраморные крабы и краснокнижные морские коньки. Рапаны стали огромными – размером с кулак, а вот бычки наоборот – "похудели". Об этом сообщает "Думская".
По словам аквалангиста Института морской биологии НАН Александра Куракина, спустя два месяца после подрыва Каховской ГЭС он совершил погружение по просьбе прокуратуры в рамках уголовного производства по оценке последствий теракта.
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации
Впервые с начала большой войны ученые смогли полноценно погрузиться на трех локациях (район мыса Одесский северный, мыс Малый Фонтан и мыс Большой Фонтан). Там специалисты отобрали пробы морской воды и донных морских организмов. По словам Александра Куракина, количество биологического вещества, то есть остатки тростника, наводнившего побережье после взрыва ГЭС, значительно сократилось. Сегодня оно минимальное. На дне остаются отдельные ветки и коряги, но это уже совсем не та картина, что была раньше.
И еще хорошие новости – колонии мидий на глубине свыше трех метров практически не пострадали. Погибли лишь те, что располагались в 1-1,5 метровом приповерхностном слое, который подвергся колоссальному опреснению. Прекрасно себя чувствует и рапана, которая стала практически гигантом. Значительное ее количество размером с кулак – здесь сыграл роль тот фактор, что после начала боевых действий ее вылов практически прекратился.
Непосредственным результатом последствий подрыва ГЭС стал и расцвет ракообразных – сегодня на одесском побережье увеличились популяции креветки, которую в народе именуют рачкой.
"Своими глазами видел все виды крабов, которые водятся в наших водах, но что самое удивительное, наверное впервые за лет двадцать в массовом количестве обнаружен мраморный краб. Этот вид встречался до начала масштабного гидростроительства на одесском побережье, но затем он практически исчез. Также активизировались раки-отшельники. Видел значительное количество краснокнижных морских коньков, а вот морских игл практически нет, видимо эти виды серьезно пострадали от опреснения. Все виды бычков на месте, но в основном представлены особями небольших размеров, что не характерно для этого времени года – очевидно, им не очень комфортно»" – отметил Александр Куракин.
Гидробиологи подобные перемены связывают не только с последствиями подрыва ГЭС, но и в целом, с факторами ковида и войны. Судоходство практически остановлено, уже более полутора лет, количество купающихся упало в десятки раз, фактически наше море сейчас существует в формате заказника или заповедника – его обитателей почти никто и ничто не тревожит, добавляет заведующий лабораторией прикладной гидроэкологии Института морской биологии НАН Сергей Хуторной.
"Яркий пример – рак-отшельник или диоген. Он поселяется в пустых ракушках, которые использует в качестве дома и таскает за собой очень близко к берегу. Когда купающихся много, его просто механически вытаптывают. А сейчас антропогенный фактор сведен к минимуму. То же самое с рапаной – ранее ее просто выбирали почти в промышленных масштабах даже обычные отдыхающие, а сейчас – некому. Поэтому для нас сегодня критически важно иметь возможность доступа к морю и продолжать погружения аквалангистов, которых мы, в силу объективных причин, были практически лишены последнее время".