В Одессе разгорается громкий скандал вокруг смерти онкобольного застройщика в частной клинике.
За делом о "врачебной ошибке" может стоять попытка силового захвата многолетнего бизнеса с участием силовиков высокого уровня, сообщили адвокаты.
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе самой важной информации.
Что произошло и почему это дело вызвало резонанс
В октябре 2024 года в Медицинском доме Odrex в Одессе умер 62-летний одесский миллионер и застройщик Аднан Киван, длительно боровшийся с онкологической болезнью. Сначала, по словам защитников, семья умершего не имела претензий к медикам, даже отказалась от вскрытия тела из религиозных соображений.
Однако в течение следующих месяцев ситуация кардинально изменилась. В ноябре 2024 года Киевская областная полиция открыла уголовное производство по статье 115 УКУ – "преднамеренное убийство", не передав дело в Одессу, как этого требует закон.
В декабре прошел обыск в клинике. По версии силовиков, врачи якобы вместе с неустановленными лицами хотели завладеть имуществом умершего пациента. Эту квалификацию адвокаты назвали абсурдной и считают ее прикрытием для дальнейших силовых действий против клиники.
Давление на клинику: от "врачебной ошибки" до ареста корпоративных прав
Адвокаты Odrex считают, что так называемая "врачебная ошибка" используется как ширма для давления на успешную частную клинику с целью ее рейдерского захвата. Они указывают на ряд событий, свидетельствующих о слаженной кампании против заведения:
- Январь 2025 — проведение эксгумации тела пациента и судебно-медицинской экспертизы, которая якобы выявила несвоевременное назначение антибиотиков и ошибку во время ТАП-блокады;
- Май 2025 — заместитель Генпрокурора Игорь Мустеца изменяет подследственность дела, передавая его Департаменту стратегических расследований Нацполиции, обычно занимающегося организованной преступностью;
- Март 2025 – проверки деятельности Odrex за три года, изъятие финансовых документов, возбуждение дела по факту возможного присвоения средств (ст. 191 УКУ);
- Октябрь 2025 – двум врачам клиники вручили подозрения, а позже – избрали меру пресечения в виде домашнего ареста и отстранения от профессиональной деятельности;
- Параллельно подан гражданский иск в компанию Odrex, послуживший основанием для ареста корпоративных прав клиники — несмотря на то, что Odrex не имеет статуса стороны по уголовному делу.
В юридической компании "Миллер", которая защищает врачей, заявляют: "Это дело не только о медиках. Это пример того, как, прикрываясь человеческой трагедией, могут попытаться уничтожить бизнес, используя силовые механизмы".
Что говорит медицинское сообщество и как реагируют пациенты
Медицинское сообщество, в том числе профессиональные объединения OncoHub и «Свой.Док», выступило в защиту врачей, заявив о давлении и преследовании. По их словам, уголовное преследование онколога Виталия Русакова создает опасный прецедент всей отрасли.
Медики подчеркивают: онкологические болезни – это не всегда история с однозначным финалом. У пациентов с терминальными стадиями ресурсы организма иссякают, и не каждый случай является следствием ошибки. По их мнению, страх перед уголовным преследованием может привести к "оттоку" квалифицированных кадров и отказам врачей браться за сложных пациентов.
Сам Русаков заявил, что готов сотрудничать со следствием, но назвал решение суда несправедливым. Его готовы были взять на поруки пациенты и коллеги, но суд якобы не рассмотрел эти заявления.
Когда будет решен вопрос ареста корпоративных прав
Следующее заседание Киевского апелляционного суда, где будет рассмотрен арест корпоративных прав клиники Odrex, назначено на 19 ноября в 15:00. Владельцы и адвокаты компании настаивают на безосновательности действий стражей порядка и считают, что цель дела — парализовать работу клиники.
Пока окончательное решение не принято, клиника продолжает работать.
Ранее мы писали о том, что в Одессе запретили работу гостинично-ресторанного комплекса Palladium. Соответствующий указ подписал начальник ОВА. Заведение не будет работать, пока будет продолжаться проверка касательно воспроизведения в нем русскоязычного контента.