Хотя Одесская область стратегически важна для Украины и имеет развитую инфраструктуру, на местном уровне не все общины чувствуют себя уверенно. По итогам 9 месяцев 2025 г. часть территориальных общин региона признана финансово слабыми.
Речь идет об общинах с несбалансированными бюджетами, высокой дотационной зависимостью и отсутствием инвестиций в развитие, сообщают на портале "Децентрализация".
Сейчас все самое оперативное в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе важнейшей информации
Что такое финансовая способность и почему это критично
Финансовая способность – это способность общины самостоятельно обеспечивать потребности жителей. Если у общины высокие доходы, тратит средства рационально, инвестирует в образование, медицину, культуру — она способна. Если же основные расходы уходят на зарплаты чиновников и покрытие долгов – это признак слабости.
Данные за 2025 год демонстрируют: общины Одесщины разделились на четыре основные категории - от "высокого уровня" до "критического". Остановимся на самых проблемных.
Общины с критическим уровнем: на грани выживания
В критически слабые попали те, у кого бюджеты не покрывают даже базовые нужды. Такие общины не имеют ресурсов на ремонт школ, больниц, дорог или поддержку молодежи. Практически все средства тратятся на аппарат управления и обслуживания. Капитальные инвестиции – почти нулевые.
В эту категорию попали:
- Петропавловская ТГ : 4 121,9 грн дохода на жителя, при расходах - 8 255,9 грн. Доля трансфертов – более 53%, капитальные расходы – 2,1%.
Это означает, что община выживает только благодаря государственным дотациям и не может развиваться.
Общины с низким уровнем: высокие затраты, малые поступления
В общинах с низким уровнем собственные поступления остаются недостаточными, а расходы на зарплаты и содержание администраций слишком высоки. Доля капитальных инвестиций почти всюду не превышает 5-10%.
К примеру:
- Курисовская : расходы 12 106,7 грн/мешк., доходы - только 7 147,4 грн/мешк.;
- Криничненская : доходы - 3 449,4 грн/мешк., расходы - свыше 7 287 грн/мешк.;
- Кубейская : доходы - 3 174 грн/мешк., трансфертов - более 56%;
- Мологовская : наименьшие доходы – 2 900,6 грн на жителя, с высокой дотационной зависимостью – 62,7%.
Бюджеты таких общин не позволяют даже поддерживать существующую инфраструктуру. Люди в таких общинах испытывают постоянный дефицит услуг – от образования до медицины.
Общества с удовлетворительным уровнем: держатся, но рискуют
Общины с удовлетворительной способностью еще не «падают», но имеют тревожные показатели. Часто именно они первыми переходят к низкому уровню, если не принять меры.
К таким относятся:
- Сергеевская : доходы - 4 550,4 грн/мешк., доля трансфертов - 35,3%;
- Петровировская : треть бюджета — на управление, капитальные расходы — менее 8%;
- Суворовская, Дальницкая, Васильевская, Старокозацкая : все имеют значительную часть расходов на аппарат, почти без инвестиций в культуру, спорт или инфраструктуру.
Такие общины рискуют попасть в еще хуже категорию без оптимизации расходов и привлечения дополнительных источников дохода.
Что могут сделать общины, чтобы изменить ситуацию
Даже при ограниченных ресурсах можно изменить ситуацию, если община работает стратегически:
- оптимизировать расходы на аппарат – меньше администрации, больше услуг;
- развивать местные налоги и сборы — не ждать дотации;
- создавать условия для бизнеса и занятости;
- привлекать инвесторов, писать грантовые проекты;
- активно работать с обществом — от открытых бюджетов до участия в принятии решений.
Ранее мы писали о том, что городские власти Одессы планируют закрыть кредит, который был взят в августе 2025 года на развитие критической инфраструктуры и поддержку социальных объектов.