Флория Тоска

Флория Тоска - фото

Флория Тоска - фото

Первоначально права на написание оперы "Тоска" по одноименной пьесе француза Викторьена Сарду получил композитор Альберто Франкетти. Но благодаря усилиям издателя Тито Рикорди, эти полномочия перешли к Джакомо Пуччини, который в 1889 году видел постановку этой драмы с Сарой Бернар в главной роли. Маэстро приступил к работе в 1895 году совместно с либреттистами Луиджи Иллики и Джузеппе Джакоза во время короткого перерыва в работе над партитурой "Богемы". "Пуччини великолепно понимал ценность драмы Сарду – стремительный ход ее развития и необычайную экспрессивность. Он резко возражал, когда либреттист Иллика хотел вложить в уста тенора длинную прощальную речь, и вместо этого написал короткую, но в высшей степени выразительную и эмоциональную арию Е lucevan le stelle («В небе звезды горели»)", – пишет музыковед Генрих У. Саймон.

При этом композитор убрал из сюжета пьесы второстепенные детали и максимально ускорил действие. Претерпел изменения и образ главной героини. Если у Сарду Флория Тоска – это дива, считающая грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, то у Пуччини она – талантливая певица и патриотка Италии.

Премьера "Тоски" состоялась в 1900 году в римском театре "Констанци" (в заглавной роли – румынка Хариклея Даркле). В том же году, 15 декабря, опера была впервые представлена в Одессе, на сцене Городского театра. Флорию Тоску пела госпожа Мендиороц, Марио Каравадосси – Джиовани Апостолу.  

"Пуччини постарался ввести действие в звуковую, световую, цветовую и нравственную атмосферу Рима начала XIX века. Друг композитора дон Паникелли помог ему воссоздать подлинное звучание колоколов в окрестностях замка Сант-Анджело. А житель Лукки и также друг композитора Альфредо Вандини сообщил ему стихи старинной народной песни (песни пастуха)", – пишет музыковед Густаво Маркези. тЕго коллега Абрам Гозенпуд добавляет: "Музыка Пуччини придала плоть и кровь мелодраматическим фигурам Сарду. Страстная, порывистая, неукротимая Тоска, благородный, мужественный, романтически мечтательный Каварадосси, злобный, коварный и жестокий Скарпиа – три ярких образа выразительно воплощены в музыке".

Однако, поначалу опера была принята без восторга. Некоторые критики отметили, что пьеса слишком драматична, чтобы служить идеальным либретто. Композитор Пьетро Масканьи говорил: "Я был жертвой плохих либретто. Пуччини стал жертвой слишком хорошего".

Тем не менее, пьеса Сарду давно умерла, а опера Пуччини продолжает жить на сценах всех оперных театров мира вот уже более ста лет после премьеры, после более чем трех тысяч постановок и после того как сотни сопрано сделали свой финальный прыжок с парапета тюремного замка.

Длительность спектакля с учетом антрактов: два часа, 40 минут

Присоединяйтесь к соцсетям Vgorode.ua - Instagram, Facebook, Viber

Это чат – пиши и читай 👇
Еще в разделе Театры
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях