Турандот

Турандот - фото

Турандот - фото

Оперу "Турандот" – последнюю в своем творчестве – Джакомо Пуччини задумал в ноябре 1919 года. Сюжет основан на пьесе Карло Гоцци, который написал свою "сказку для театра" в 1761 году по мотивам повести азербайджанского писателя XII века Низами.

Работать над "Турандот" Пуччини начал летом 1920 года, заручившись поддержкой либреттистов Джузеппе Адами и Ренато Симони. При этом композитор не ограничился лишь сочинением музыки, но и сам участвовал в разработке либретто. Работа над произведением продолжалась вплоть до смерти Пуччини от рака в 1924 году. Столь длительный срок объясняется тем, что один из авторов был востребованным драматургом и часто отвлекался на собственные проекты.

Пуччини не успел дописать финальный дуэт Турандот и Калафа. На премьере 25 апреля 1926 года дирижер Артуро Тосканини остановил спектакль на последнем такте, который сочинил композитор, повернулся к публике и сообщил, что на этом месте опера обрывается, поскольку маэстро не стало.

Полностью произведение было показано на следующий день – заключительный дуэт и финал написал Франко Альфано на основе черновиков автора. Этот вариант критики признают маловыразительным, и потому свои версии предложили композиторы Лучано Берио (премьера в 2002 году) и Хао Вей (премьера в 2007 году).

"Турандот" – наиболее сложная из всех опер Пуччини, и потому – наименее популярна у режиссеров. Она тяжела в исполнении и трудна для восприятия, а партии двух главных героев рассчитаны на выдающиеся голоса. Ария Калафа Nessun Dorma ("Никто не уснет") из последнего акта оперы является одним из стандартов вокального искусства для теноров. Вместе с тем, как пишет музыковед Абрам Гозенпуд, "по пленительности мелодики, яркости и свежести гармоний, блеску оркестра, драматизму, богатству музыкальной драматургии это своеобразная энциклопедия музыкального мастерства".

Исследователи видят в "Турандот" основные музыкальные темы: "ледяную" тему самой принцессы, "героическую" тему Калафа, "комическую" и "циничную" тему министров (их прообразами являются Панталоне, Тарталья и Бригелла – персонажи театра dell’arte), "романтическую" тему Лю, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта "народная тема", не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в "Турандот" под влиянием "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского.

Критики отмечают и некоторые длинноты (в основном в партиях министров Пинга, Панга и Понга), однако уверены, что если бы Пуччини имел возможность закончить и отредактировать свое произведение, оно удовлетворило бы самых изысканных ценителей.

Присоединяйтесь к соцсетям Vgorode.ua - Instagram, Facebook, Viber

Это чат – пиши и читай 👇
Еще в разделе Театры
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях