Фото - Правый сектор Одесса
С трагических событий в Одессе 2 мая прошло чуть более двух недель. Взаимные обвинения, следствие, споры и поиски виновных за этот период не прекращались ни на минуту и, наверное, еще долгое время будут будоражить когда-то мирный и спокойный город у моря.
На фоне произошедшего появилось еще больше домыслов и рассказов об участниках бойни. Люди из уст в уста каждый день передают новые шокирующие детали трагедии 2 мая, при этом, не забывая упомянуть уже ставшую почти легендарной организацию "Правый сектор". Именно им приписывают зверства и расправы над людьми.
Лидер одесского "Правого сектора". Фото odessamedia.net. |
Vgorode.ua пообщался с руководителем местной ячейки - 19-летним Сергеем Стерненко и узнал, как появился одесский "Правый сектор", за что они выступают, что творилось в городе 2 мая и к чему готовиться горожанам в будущем.
С чего все началось?
Так получилось, что в конце лета 2013-го моя жизнь изменилась. Сначала работал в интернете. Наступило 1 декабря, началась, по сути, революция, хотя тогда ее еще никто так не называл. Я поддерживал ее, в январе рвался на Майдан, но не получилось поехать, так как работа держала. В феврале, 18-20-го, когда были бои, я все-таки вырвался туда.
До этого я учился в Одесском колледже экономики, права и отельно-ресторанного бизнеса на юридическом факультете, пришлось бросить пока обучение, но я планирую восстанавливаться.
Как образовался одесский "Правый сектор"
Он образовался очень спонтанно. Если бы сначала не было группы около 20-25 человек, которые собирались и хотели действовать, ничего бы не было. Часть из них была на Майдане. Мы уже в Одессе организовали наш первый марш, когда пришли под обладминистрацию, когда там был прорегионовский митинг. Вот и эти активисты были замечены Киевом и нам предложили создать в Одессе свою ячейку. Меня назначили главой по области и по городу, в связи с этим я ушел с работы, продал свой проект и на эти деньги пока живу.
Сейчас это уже политическая партия и с таким же названием действует гражданская организация.
Местная ячейка организовалась в феврале. Фото: Правый сектор Одесса
Численность "Правого сектора" в Одессе
Численность я назвать не могу, но это явно больше, чем на акциях. Кто-то, например, видит тысячи боевиков под Одессой и постоянно этим пугает друг друга. У них, наших противников, есть много мифов, видимо, людям нравится себя пугать или писать угрозы и распространять слухи.
Это делается от безысходности, потому что эти люди не могут ничего сделать. Мне, например, за 3 дня более 400 сообщений с угрозами поступило, 80% из них были из России.
Как происходит вербовка в организацию?
У нас есть "горячая линия", через которую можно связаться с нашей организацией для записи на собеседование. Наш человек задает контрольные вопросы, интересуется прошлым кандидата, также служба безопасности пробивает информацию о нем и так далее. Кадры очень сильно нужно фильтровать.
После 2 мая намного больше людей изъявили желания вступить в "Правый сектор", но мы не всех принимаем. Обычно процентов 60 отсеивается, а 40 берем в свои ряды.
Девочек берете?
Да, они есть и у нас. Некоторые настолько боевые, что приходилось оттаскивать с первой линии атакующих. От общего числа членов "Правого сектора" их где-то 5%.
Возрастной состав
Ядро это 18-25 лет, хотя у нас есть люди и 46-го года рождения. Таких, которым уже за 45-ть, много у нас по области. Основа – это конечно молодежь. Проблем с авторитетом среди этих людей у меня нет, несмотря на то, что мне 19 лет. У нас приоритет это не возраст, а что ты делаешь.
Расскажите о смысле вашей деятельности, именно одесской ячейки?
Мы не отходим от целей всеукраинской организации "Правый сектор", так как мы все-таки подчиняется Киеву. Более конкретно: у нас здесь проводятся акции, люди обращаются по вопросам коррупции среди чиновников, мы за порядок и борьбу с криминалом в городе.
Не секрет, что позиция "Правого сектора" внеблоковая. Мы не должны вступать ни в Евросоюз, ни в Таможенный союз, хотя бы до тех пор, пока Украина не будет на равных по отношению к организации, в которую предлагается вступить.
Мы за чистоту духовности нации и построение Украины как отдельного и полностью независимого государства, максимально независимого.
Насчет геев и лесбиянок, мы не одобряем однополые отношения. Поэтому и не хотим, чтобы такие явления развивались в украинском обществе, так как считаем их духовно нездоровыми. Также мы против наркотиков, выступаем за здоровый образ жизни.
Ребята устраивают различные акции. Фото: Правый сектор Одесса
Расскажи, как проходит обучение новых членов?
Это закрытая информация, я не могу рассказать, где наши люди тренируются. Но тренеры все украинцы, нет никаких бойцов из НАТО, как многие рассказывают.
У тебя есть визитки Яроша?
Есть, но сегодня я уже все раздал. Осталась только одна, привезенная из Киева. Мы проверяли, не горят (смеется). Первая моя встреча с Ярошем была в феврале. Тогда мы только организовали одесскую ячейку. Я приехал, зашел в здание Главпочтамта, где спала часть бойцов "Правого сектора", кто на чем. Ярош сидел на каремате тоже на полу.
Откуда идет финансирование "Правого сектора"?
У нас нет прямого финансирования, почти все средства нам дают люди просто в копилку. Иногда простые люди перечисляют на наш счет довольно крупные суммы, но их все равно не хватает. Мы тратим их на агитационную продукцию и вот купили всем членам "ПС" каски.
Бои начались в центре днем. Фото: Правый сектор Одесса
Расскажи о событиях 2 мая
Мы знали, что 2 мая что-то будет. Потому что заранее дружина и Антимайдан заявили "Прогоним бандеровцев, фашистскую мразь из Одессы", они говорили это вполне конкретно. Обозначили место сбора в двух кварталах от нас и писали, что на нас надо нападать. А когда начались бои еще и писали в своих группах, что "все, никаких разговоров, увидите бандеровцев – калечьте их, а лучше убивайте". То есть мы знали заранее, что они будут нападать. Естественно мы были готовы.
Конфликт, который был 2 числа, это уже 4-й с Антимайданом.
ВСЕ НОВОСТИ ПО ТЕМЕ БЕСПОРЯДКИ В ОДЕССЕ >>>>>
Раньше удавалось разводить людей и избежать жертв, что произошло в этот раз?
Людей уже просто задолбало. Понимаете, когда на твоих глазах умирает твой друг, сложно остановиться. Да и я бы не сказал, что удавалось разводить, вспомните 10 апреля. В этот же раз, даже если бы мы сказали, что расходимся, никто бы не ушел. Очень накипело у многих. Реально людей достало, что Антимайдан уже не первый раз себя так ведет, тем более что они уже пришли вооруженные и на нашу акцию. Кто уйдет? Наоборот даже начали собираться еще больше.
Я стараюсь в подобных ситуация себя максимально сдерживать, никого не бить и не цеплять. Но когда умирают твои друзья, еще раз повторюсь, просто звереешь.
Ты не думал, что этих людей в центре сначала специально застрелили?
Вполне вероятно, у них планы были более масштабными. Я думаю, что "5-я колона", которая натравила сепаратистов на нас, они понимали, что по численности мы их превосходим, но просчитались с масштабами. Они понимали, что будут жертвы, но цель их была собрать в последующие несколько дней толпу, которая бы под шумок, из-за событий 2 мая, захватила какое-либо админздание.
Планировали 4 мая, когда люди пришли под горУВД. Они ожидали эскалацию конфликта, но она не произошла.
С вашей стороны 2-го мая было оружие?
Если палку можно считать оружием, тогда да. В массе людей, более 2-3 тысяч, в любом случае у кого-то найдется разрешение на ношение огнестрельного оружия. И все равно в таком конфликте человек будет его использовать. С нашей стороны, конкретно у членов "Правого сектора", огнестрельного оружия не было.
ВЕРСИЯ СОБЫТИЙ 2 МАЯ АНТИМАЙДАНА>>>
Расскажите о действиях милиции 2 мая?
Еще на Александровском проспекте с Антимайданом были два взвода бойцов внутренних войск, которые построились в колонну и пошли следом за ними, не предпринимая никаких попыток остановить их. Более того, руководители милиции сопровождали их и о чем-то с ними разговаривали.
Марш собирается выходить, появляется эта группа вооруженных людей. Милиция делает вид, что она как бы стоит кордоном. Скорее всего, это был так называемый "Гражданский альянс", люди были в их амуниции и примечательно, что с милицейскими щитами, да и еще и новыми.
Колонна фанатов никуда соответственно не двинулась, самооборона стала перед ними и, увидев, что несколько антимайдановцев выбегают в их сторону, подключились также фанаты "Металлиста" и там начался конфликт.
Их стали оттеснять к Русскому театру, они прорвались на Дерибасовскую, группа людей ушла туда. Там были первые смерти. Удивительно, что все прохожие помогали только нашей стороне.
Им не помогал никто, кроме милиции. Позже начали их блокировать в кольцо баррикадами на Греческой площади. Мне запомнился момент, когда две дамы с длинными ногтями, в золоте и на шпильках вышли из заведения рядом с "Афиной" и стали дробить брусчатку.
После этого часть из сепаратистов оказались на стройке паркинга, часть на улице. Потом с паркинга они перебрались в "Афину" и забаррикадировались, а других вытеснили на Соборку, долго был бой на углу Греческой и Преображенской, а потом они психанули и погнали уже на Куликово поле. Их отлавливали потом по дороге, до смерти, как рассказывают, никого не забивали. Останавливали и сдавали милиции. Они их забирали, а потом отпускали, так как продались. Есть, конечно, и такие, которые служат Родине, но есть и продажные, ими руководил Фучеджи.
Дальше толпа решила пойти на Куликово поле. Люди, которые были на площади, забаррикадировались внутри. Из окон начали отстреливаться. Один из проукраинских активистов умер от того, что ему осколок гранаты попал в шею, это было именно на Куликовом.
Массовые жертвы были запланированы в Доме профсоюзов, об этом свидетельствует то, что людей оттуда не увели, хотя имели на это все возможности и достаточно времени. Если снаружи было несколько десятков человек, то внутри почему-то оказалось намного больше, которые были забаррикадированы именно в кабинетах.
Те, кто были с красными повязками, начали поджигать 2 и 3 этажи, чтобы люди с площади не могли зайти во внутрь. Так и задохнулись многие и угорели. Так же можно увидеть на фото некое вещество. Сейчас идет экспертиза.
Почему люди побежали именно в это здание, а не разошлись по домам?
Туда загоняли всех, кто в это время был на Куликовом поле. Буквально вчера я общался с девушкой, которая агитирует за Албу (кандидат в мэры Одессы, лидер Антимайдана). Она говорит: "Нам дали по 150 гривен, сказали, заходите в Дом профсоюзов. А сам же Албу сбежал".
А теперь он заявляет, что хочет снова поставить палатки и устроить бойню.
Пожар 2 мая. Люди спасают людей. Фото: Правый сектор Одесса
Что вы делали, когда начался пожар в Доме профсоюзов?
Мы помогали его тушить, носили песок. Никто не хотел никого убивать, вот вам разница между нами и сепаратистами. Когда начался пожар, мы начали спасать людей. Те же, кто поднялся на крышу, да и еще поджег несколько этажей, чтобы мы не вошли вовнутрь, спасать никого не спешили, а только стреляли сверху и кидали коктейли.
Главный спасатель Одессы: 99,9% людей в Доме профсоюзов погибли не от огня
Вы готовы когда-нибудь помириться с Антимайданом?
Нет. Естественно, с той частью, которая настроена за то, чтобы "уходить" в Россию, и продолжает рассказывать сказки о бандеровцах и о том, что их нужно убивать – конечно, нет. Но есть же и те, которые считают, что Одессе нужна федерализация, это люди которые просто любят свой город, с ними еще можно говорить.
Кто такие бандеровцы все-таки?
А кто его знает, говорят, что они где-то есть. Но никто их не встречал и не видел.
Как вы думаете, будет месть со стороны Антимайдана, и как будут развиваться события?
Мы надеемся, что милиция будет это все пресекать, и нам не придется снова выходить на улицы, на разборки.
Многое зависит от финансирования. Если Москва перестанет давать деньги, то все и утихнет. Однако самый вероятный сценарий – это попытка организации референдума во время выборов. Скорее всего, они поставят палатки рядом с избирательными участками и будут просить людей под видом соцопроса или еще чего-то ставить галочки. А потом объявят: мы провели референдум. Они будут пытаться сорвать выборы всеми методами, но мы будем всеми силами связываться с правоохранителями, чтобы бороться с этим.
Какая ваша цель в дальнейшем?
Это благополучие нашей страны. Мы боремся с сепаратистами, но не хотим дальше развивать конфликт, чтобы наш город превратился в Славянск №2. Мы желаем процветания Одессе и чтобы люди нормально жили.