Дарт Вейдер, разруха и христиане: как сейчас живут на Заставе

Дарт Вейдер, разруха и христиане: как сейчас живут на Заставе

Заставский котик. Фото Александры Дедюлиной

Чем известен район Заставы в Одессе? Если спросить об этом даже коренного одессита, то он скорее всего спросит где это и не Ленпоселок ли это часом. В лучшем случае скажет, что там сплошные заводы. Так ли это и что сейчас происходит в одном из самых заброшенных микрорайонов города - читайте у нас в обзоре.


История района

Микрорайон находится за Дальними Мельницами и Ивановский мостом, ближе к Ленпоселку до переезда.

Названия Застава  I и Застава II достались одесситам со времен Порто-франко. С 1827 года через эти места проходила третья черта (граница) Порто-Франко, и заставы были именно таможенными постами между "свободным портом" и таможенной территорией Российской империи. Поэтому первое население районов – солдаты и таможенники. Также тут селились и железнодорожники.
 

31 августа 1918 года, наверное, стоит называть самой крупной техногенной катастрофой в истории Одессы. В этот день, ровно сто лет назад, взлетели на воздух крупнейшие артиллерийские склады, которые во время Первой мировой войны снабжали боеприпасами весь Румынский фронт и часть сражающейся на территории Турции русской армии. Первый взрыв прозвучал в 15:20 31 августа, именно на станции Вторая Застава после чего последовало еще множество взрывов на протяжении нескольких часов. От взрывов более 700 человек были убиты и ранены, по разным оценкам, от 4 до 20 тысяч человек остались без жилья. Были разрушены все близлижащие микрорайоны.Огонь перекинулся на Хлебный городок, расположенный вдоль улицы Столбовой между станциями Застава I и Застава II, где уничтожил огромные запасы зерна.

В советское время эти места были глухой окраиной, в основном тут строили заводы. Самый известный из них завод "Пресс-маш", который действует и сегодня. Но конечно уже не в былом масштабе. Большая часть помещений завода отдана в аренду. 

Уже в 90-е года тут началась "цивилизация": появились бары, магазины, рынки. Правда, судя по их нынешнему виду", она где-то там и осталась. Максимум в нулевых. 
 


Транспорт и инфраструктура

Как и многие жители города, большинство местных работает далеко от дома. Чтобы добраться на работу им нужно воспользоваться услугами маршруток. На Заставе I это только№233 или №201, которая далеко не всем жителям удобна. В "час пик" сесть в маршрутку весьма сложно и ходит она редко, а в 20:00 на маршрутке №233 уже не уедешь - рабочий день закончен.  Естественно, напрашивается решение, которое заключалось бы во введении дополнительных машин или еще одного маршрута. Но пока что эту идею даже не рассматривают, а только обещают продлить рабочий день маршрутчиков. Спасают только троллейбусы №3 и №12. Жителям Заставы II повезло больше: кроме маршрутки № 233 есть №№232, 540 и 522. Есть и "трамвай-призрак" №21. Еще от Второй Заставы можно доехать в центр на электричке. Но местные конечно же так не делают из-за большого интервала движения и удручающего состояния станции, даже несмотря на недавнее ее благоустройство.

Живут одесситы на Заставе в хрущевках и общежитиях, реже в домах. Ближе к Житомирской улице расположился большой частный сектор. Новостройки сюда пока что не добрались. На огромной территории нет ни одной современной постройки, кроме частных домов, не то чтобы торговых центров.

Главные достопримечательности Первой Заставы

Главные достопримечательности Первой Заставы

Застава - это прежде всего промзона, тут работают несколько крупных заводов. А вот инфраструктура тут очень слабая. Есть две школы - №120 и №19, детский садик на Второй Заставе и заброшенный лицей строительства и архитектуры. Супермаркет один на весь район, но есть два рынка и налоговая. Существует проблема с круглосуточными аптеками и местами общепита - их мало и те, что есть работают плохо. В районе Заставы I работают два культовых учреждения: церковь и Христианский приют. Причем Второй сделал немало для развития района: тут появились услуги: химчистка, швеи, изготовление ключей и многое другое. К тому же христиане устраивают тут различные мероприятия и помогают детям и бездомным.

Местное население тут абсолютно не искушено цивилизацией и даже открытие отделения "Новой почты" вызвало бурную реакцию у людей. Что уже говорить, если район до сих пор обслуживает один интернет-провайдер. И это все учитывая то, что на общественном транспорте ехать до центра всего 25 минут!


Развлечения и достопримечательности

Кроме мелких пивнушек для будущих асоциальных лиц и небольшой зеленой зоны по дороге в школу №120, тут пойти действительно некуда. Из приличных мест только ресторан "Орион" на Житомирской дороге. Самая большая достопримечательность - это памятник Дарт Вейдеру на территории уже упоминаемого завода "Пресс-маш" на улице Столбовой, 28. Он появился три года назад. Деятеля темной стороны силы создал известный одесский художник Александр Милов. Он интересен тем, что раньше эта скульптора была памятником Владимиру Ленину, который подлежал демонтажу в соответствии с декоммунизацей. То-есть, внутри достопримечательности все еще находится Ленин. Чтобы увидеть памятник, достаточно подойти к охраннику завода на входе и попросить пропустить вас на территорию. Не пугайтесь, он уже давно привык к подобным просьбам и пустит вас без лишних вопросов. 

А напротив находится еще одна "достопримечательность" - сэконд-хэнд. Вы удивитесь, но некоторые горожане специально едут сюда именно в это в него, так как тут частенько цены ниже чем в других магазинов этой сети.

Конечно рядом с Первой Заставой есть "Академия спорта", где в принципе могут отдыхать горожане. Но формально это уже Ленпоселок. 


Разрушения и мусор

Мусор на Второй Заставе

Мусор на Второй Заставе

Вывоз мусора - одна из самых острых проблем в районе. Причем кучи мусора не вывозят неделями практически везде. Дворники тут работают также плохо, их практически никто не видит. Состояние дорог также оставляет лучшего. Ямы и "убитые дороги" тут простаивают десятилетиями. Поэтому таксисты едут сюда нехотя, а если и соглашаются, то всегда комментируют состояние дорог. 

В принципе опрятным район никак не назовешь, так как и жилые дома, и заводы находятся в аварийном состоянии. Конечно в мэрии их никто ремонтировать не будет, это же не Дерибасовская и особой ценности все эти здания не имеют. Но наблюдать как людям приходится жить все равно грустно. 


Планы

Рынок, на месте которого скоро будет супермаркет

Рынок, на месте которого скоро будет супермаркет

Уже не первый год на Заставе хотят построить железнодорожный вокзал. Проект находится в разработке уже лет 10 и вряд ли когда-то будет реализован. Хорошо это или плохо для района предугадать сложно. Потому что с нынешней обстановкой сюда просто перенесется атмосфера "Преображенского парка" с бомжами и залетными мошенниками. К тому же из-за строительства придется разрушить часть домов, находящихся вблизи железнодорожных путей, а это значит оставить людей без жилья. С другой стороны, любое благоустройства района - это хорошо и со временем инфраструктурное освоение и застройка этого района современными жилыми и офисными зданиями в таком случае будет неизбежна.

Принятый Генплан прямо предусматривает создание нового вокзала на улице Столбовой, на соединительной ветке между станциями "Одесса-Застава-I" и "Одесса-Застава-II". Но даже если за такой проект возьмутся, то очень нескоро. Ведь придется полностью налаживать ту же транспортную инфраструктуру, минимум прокладывать трамвайные и троллейбусные пути. В общем, стоить это будет немало.

Тем временем депутатская комиссия по земельным вопросам дала предварительное согласие на застройку 28 соток нынешнего рынка "Застава-2". То-есть там вскоре появится гипермаркет. Местные жители восприняли новость неоднозначно, но в целом не бунтуют и рады переменам. 

 

Некогда заброшенное здание на Новикова. Сейчас его сдали в аренду частным лицам

Некогда заброшенное здание на Новикова. Сейчас его сдали в аренду частным лицам

Мост, ведущий от Новикова на Первую Заставу. Под ним находится завод

Мост, ведущий от Новикова на Первую Заставу. Под ним находится завод

Вид с моста

Вид с моста

Вид с моста

Вид с моста

Вид с моста

Вид с моста

Железнодорожная станция

Железнодорожная станция

Улица Боженко

Улица Боженко

Оптовый рынок

Оптовый рынок

Вторая Застава

Вторая Застава

Питейные заведения на Второй Заставе

Питейные заведения на Второй Заставе

Столбовая улица

Столбовая улица

Столбовая улица

Столбовая улица

Столбовая улица

Столбовая улица

Налоговая

Налоговая

На Боженко работает станция

На Боженко работает станция "Скорой"

Те самые ямы на дорогах

Те самые ямы на дорогах

Бывший знаменитый завод сдает помещения в аренду

Бывший знаменитый завод сдает помещения в аренду

От битого стекла тут просто блестит земля

От битого стекла тут просто блестит земля

Заброшенный лицей

Заброшенный лицей

Зебра возле школы на Второй Заставе

Зебра возле школы на Второй Заставе

Еще один мост на Второй Заставе

Еще один мост на Второй Заставе

Частный сектор на Первой Заставе

Частный сектор на Первой Заставе

Вывоз мусора на Первой Заставе

Вывоз мусора на Первой Заставе

Столбовая улица

Столбовая улица

Школа №120

Школа №120

Конечная троллейбусов на Первой Заставе

Конечная троллейбусов на Первой Заставе. Все фото Александры Дедюлиной

Смотри еще:

Малоизвестная Одесса: как устроен район Селекционного института

Одесса, которую ты не знаешь: в городе есть "Дом трезвеников"

Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры