Дом Менделевича - шедевр архитектуры. Фото: archodessa.com.
Особняк Менделевича, сочетающий в себе черты модерна и ренессанса, вот уже более 100 лет поражает смотрящего своим убранством и оформлением, оставаясь одной из вершин творчества архитектора Викентия Прохаски.
Здание полностью соответствует архитектуре улицы Маразлиевской, землей на которой владели преимущественно аристократы. В период 1902-1907 годов один из участков там выкупил зернотрейдер Ефим Яковлевич Менделевич, "купец 1-й гильдии, выборный купеческого сословия; член хлебоконтрольной комиссии при одесской бирже; попечитель школы ремесленных учеников, учрежденной Е.М. Менделевич и прочая". Известно также, что он был родственником владельца Пассажа на Дерибасовской улице — Моисея Яковлевича Менделевича (кстати, отчество обоих Менделевичей совпадает и возможно, что они были родными братьями).
В 1909-м году по проекту архитектора Викентия Прохаски был построен особняк в простых, но монументальных формах флорентийского ренессанса. На тот момент он создал всего несколько зданий, но с самого начала творческой деятельности его дома были очень изысканными и большинство проектов выполнялись в неоренессансном стиле.
Особняк Менделевича имеет два этажа и жилой полуподвал. В плане он почти прямоугольный, без выраженных дворовых крыльев. При его создании Прохаска строго не придерживался канонов флорентийского ренессанса, а смело смешивал его с разными стилями, в частности с модерном. В таком стиле выполнена ограда световых карманов полуподвала, входные двери, резные деревянные перила парадной лестницы и барельефы над окнами второго этажа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как умирает Дом Либмана: потрясающие фото одесского памятника архитектуры.
Архитектор почти полностью покрыл дом рустом, однако благодаря умелому применению выступающих замковых камней, модерновых филенок и барельефов, на которых изображены отдельные сцены на тему воспитания детей, фасад выглядит достаточно разнообразно. По краям расположены скульптуры-изображения деревьев.
Сейчас там есть 3 балкона, установленные в советское время вместо демонтированных по ветхости каменных. Ограждение центрального балкона не сохранилось, но скорее всего это была каменная балюстрада.
Коммуналки были образованы из комнат квартиры Менделевича, которая занимала весь второй этаж. На первом этаже было по одной квартире с полуподвальными помещениями в левом и правом крыльях.
А вот лестничной клетке и коридору на втором этаже, в отличие от фасада, не присуща монументальность - благодаря смешению барокко и модерна, отделка вышла очень причудливой и вычурной. Лестница полностью деревянная, а перила на ней выполнены не в виде отдельных балясин, а из профилированных плоскостей, покрытых глубокой, но простой по композиции резьбой.
Еще одним интересным элементом является миниатюрный деревянный тамбур, сохранивший сильно испорченную временем и переделками оригинальную дверь.
Пространство возле входа украшают две фигуры, которые как бы поддерживают площадку второго этажа. Композиционно они симметричны друг другу, однако при внимательном рассмотрении обнаруживается разница — свободная от поддержки свода рука кариатиды у тамбура расслабленна, опущена и поддерживает материю на уровне пояса; у второй же рука поднята и через нее переброшена аналогичная материя, скрывающая наготу. Утраченным запястьем вероятно удерживался фонарь или подсвечник. У обоих скульптур обнажена грудь, что подчеркивает их античный эротизм.
Там же, возле лестницы, впритык к одной из фигур, расположена богато декорированная ниша, в которой мог быть светильник, ваза с цветами или скульптура. Над другой фигурой нависает полукруглый выступ, напоминающий небольшой балкон и украшенный пышной ассиметричной скульптурой.
В ТЕМУ: Дом Гоголя в Одессе превратился в здание из фильмов ужасов с табличкой Welcome to hell.
На площадку второго этажа ведут два арочных проема, пространство между которыми украшено двумя колоннами. Также посетителя поражает потолок лестничной клетки в виде овального плафона. Стены лестницы украшены модерновыми канелюрами и сдвоенными пилястрами.
На сегодняшний день оригинальное ограждение площадки второго этажа утрачено полностью, оно заменено в целях безопасности простой деревянной конструкцией. Время и человеческая халатность неотступно уничтожают убранство уникального дома, что видно по состоянию сохранившихся элементов декора и оформления вестибюля, кстати, единственного в своем роде в городе, пишет "Архитектурная Одесса".
Огромное модерновое окно лестничной клетки, сохранившее неповторимый переплет, утратило витражи. Также печальная участь постигла росписи плафона и отделку стен венецианской шпатлевкой. В советское время бывший вестибюль роскошного особняка, ставший подъездом жилого дома, был выкрашен обыкновенной голубой краской. В нынешние времена она отошла местами от стен и обнажила оригинальную отделку.
Дверь вестибюля демонтирована в 2011 году и заменена простой железной монолитной дверью без декора, остальные двери арки в той или иной степени сохранились. Однако ни одна из дверей внутренних помещений, к сожалению, не дожила до наших дней.
Общий вид фасада дома на Маразлиевской Фото: archodessa.com |
Фасад со стороны двора Фото: archodessa.com |
Выступ над фронтоном главного фасадаФото: archodessa.com |
Барельеф с изображением Афины на центральном фронтоне Фото: archodessa.com |
Скульптура хорошо сохранилась Фото: archodessa.com |
Общий вид оформления центрального ризалита, фронтон и барельеф Фото: archodessa.com |
Скульптурный сюжет слева от основного барельефа в центре левосторонней части главного фасада Фото: archodessa.com |
Воспитание детей Фото: archodessa.com |
Сюжеты не повторяются Фото: archodessa.com |
Учеба Фото: archodessa.com |
Правосторонняя часть фасада, скульптурное изображение дерева Фото: archodessa.com |
Основной барельеф в центре правовосторонней части главного фасада Фото: archodessa.com |
Скульптурный сюжет справа от основного барельефа в центре правосторонней части главного фасада Фото: archodessa.com |
Фрагмент карниза Фото: archodessa.com |
Вид сбоку Фото: archodessa.com |
Оформление нижней части окна первого этажа Фото: archodessa.com |
Ограждение полуподвала Фото: archodessa.com |
Фрагмент у стыка секций Фото: archodessa.com |
Декоративный цветок Фото: archodessa.com |
Арка проезда, вид с улицы Фото: archodessa.com |
Коновязь с двух сторон арки Фото: archodessa.com |
Арка проезда Фото: archodessa.com |
Общий вид изнутри Фото: archodessa.com |
Маскароны и фрагмент сводов Фото: archodessa.com |
Один из маскаронов под карнизом Фото: archodessa.com |
Лепной орнамент карниза Фото: archodessa.com |
Своды, цветок перекрестия (сохранились только в двух секциях арки) Фото: archodessa.com |
Одна из оригинальных входных дверей в арке Фото: archodessa.com |
Оформление нижней части Фото: archodessa.com |
Оформление верхней части Фото: archodessa.com |
Декоративная решетка Фото: archodessa.com |
Вид на лестницу и окно с первого этажа Фото: archodessa.com |
Перила Фото: archodessa.com |
Лестница сделана из профилированных плоскостей, покрытых резьбой Фото: archodessa.com |
Одна из секций Фото: archodessa.com |
Фрагмент резьбы Фото: archodessa.com |
Вид на второй пролет снизу Фото: archodessa.com |
Тамбур Фото: archodessa.com |
Фрагмент двери тамбура, в оригинальном виде сохранилась только нижняя часть Фото: archodessa.com |
Подножие лестницы Фото: archodessa.com |
Кариатида и ниша Фото: archodessa.com |
Кариатида у лестницы Фото: archodessa.com |
Фрагмент декора ниши Фото: archodessa.com |
Орнамент, обрамляющий нишу Фото: archodessa.com |
Кариатида у тамбура Фото: archodessa.com |
Общий вид вестибюля со стороны окна Фото: archodessa.com |
Вид на кариатиду и нишу с лестницы Фото: archodessa.com |
Колонны Фото: archodessa.com |
Капитель одной из колонн Фото: archodessa.com |
Общий вид вестибюля с площадки второго этажа Фото: archodessa.com |
Оформление пилястр Фото: archodessa.com |
Фрагмент пилястр Фото: archodessa.com |
Кронштейн под карнизом Фото: archodessa.com |
Канеллюры Фото: archodessa.com |
Капители полуколонн в проемах между лестничной клеткой и площадкой второго этажа Фото: archodessa.com |
Скульптурная группа над одной из дверей Фото: archodessa.com |
Деталь скульптурной группы Фото: archodessa.com |
Фрагмент детали Фото: archodessa.com |
Ниша между дверными проемами Фото: archodessa.com |
Скульптурная композиция Фото: archodessa.com |
Куполообразный свод над лестничной клеткой Фото: archodessa.com |
Площадка второго этажа Фото: archodessa.com |
Общий вид Фото: archodessa.com |
Украшение выступа Фото: archodessa.com |
Вид снизу Фото: archodessa.com |
Паркет лестничной клетки в целом сохранился, но находится в плохом состоянии Фото: archodessa.com |