Матушка планирует отметить свой день рождения уже после Пасхи. Фото: Алексей Кравцов
Матушку Серафиму (в миру Надежда Шевчик) несколько лет подряд журнал "Фокус" включает в рейтинг самых влиятельных женщин Украины. Она – депутат Одесского горсовета, автор множества книг, лауреат премий "Лучший христианский журналист" и "Женщина третьего тысячелетия". 25 марта самая известная монахиня в Украине отметит юбилей.
"Косметикой не пользуюсь"
– Матушка Серафима, ваш день рождения выпадает на Великий пост, как вы проведете этот день?
– Я буду в Москве на заседании комиссии Межсоборного присутствия по взаимодействию церкви, государства и общества. Для меня большая честь быть членом четырех комиссий Межсоборного присутствия, входить в число экспертов, участвовать в выработке доктринальных концепций Русской Православной Церкви. А мой юбилей отметим уже после Светлого Христова Воскресения. Но как такового застолья не будет, по-церковному в обители отслужим молебен, пригласим гостей на монастырский чай.
– Что бы вы хотели получить в подарок?
– Я очень люблю книги. Но не беллетристику, а классику, историю. Особенно мне нравятся мемуары, интересно читать о жизненном опыте людей разных профессий. Для церковных людей он особенно ценен – ведь нам часто приходится отвечать прихожанам на самые разные вопросы, помогать решить проблемы. А в мемуарах можно почерпнуть много ценного.
– Вы хорошо выглядите, как вам это удается?
– Просто я никогда не пользуюсь декоративной косметикой и не прибегаю к косметическим процедурам. Омолаживающих или укрепляющих кожу кремов также у меня нет. Умываю лицо обыкновенной водой, вот и весь секрет. Внешности я не придаю большого значения, а заниматься фигурой нет времени. Хочется немножко похудеть, но не получается, потому что у меня сидячий образ жизни.
"Требовали сорвать крестик"
– Объясните, как в советское время, когда в людях взращивали атеизм, вам удалось прийти к религии?
– Я родилась во Владивостоке, потом в 10-летнем возрасте переехала жить в Черкасскую область. Мама меня водила в церковь, но отец не был верующим. Я росла в атеистской среде, как большинство советских детей. Позже была октябренком, пионеркой, комсомолкой. Сначала верила в какие-то идеалы, но душа хотела строить светлое будущее, и в старших классах я разочаровалась во всей идеологии. Самое странное, что меня привело к Богу чтение атеистической литературы. Она "говорила" о том, о чем я не могла нигде прочесть – в советское время не издавались ни Библия, ни Евангелие, ни Жития святых.
Однажды на комсомольском собрании меня сильно "пропесочили". Самое неприятное, что моя подруга прилюдно выдала мою тайну. Тогда я на себе почувствовала, что Иуда может быть рядом. На меня все напали, как на раненого цыпленка, которого заклевывают, одноклассник даже кричал, чтобы я сорвала крестик и растоптала его.
– В 17-летнем возрасте вы ушли в монастырь. Как окружающие отреагировали на это решение?
– Я никому не говорила, даже маме. Знала, что она будет плакать. Поэтому пришлось сказать ей, что еду поступать в Киев. Конечно, когда мама узнала правду, для нее это был страшный удар, тем более я – единственный ребенок в семье. Она ко мне не приезжала в течение четырех лет – не могла видеть дочь в черной одежде. Потом смирилась. Сейчас ей 83 года, она послушница в нашем монастыре.
"Жить в роскоши пагубно"