Накануне Дня учителя Vgorode.ua пообщался с одесситами, которые не понаслышке знают, что такое работать в школе.
Молодой классный руководитель Анжелика Бжалава рассказала нам о позитивной стороне этой профессии.
А бывший учитель Николай Яковенко поделился историей о трудностях, с которыми он столкнулся во время работы в школе, в итоге вынудившими его сменить род деятельности.
Старшеклассники на экскурсии. Учитель в центре. Фото: из личного архива в соцсети.
Первый урок и роман с 11-классницей
Первый раз я попал в школу еще на 3-м курсе университета. У нас тогда была учительская практика, особо макаться в процесс было не нужно. Школа была благополучная, все дети вежливые. Я вел уроки и думал: "Ух ты, они меня слушают. Наверное, я чертовски хорош".
На 4-м курсе я снова попал в ту же школу. И в этот раз было еще круче. У меня закрутился роман с одной очень толковой 11-классницей, это было действительно круто. Потом она повзрослела, поступила в университет, а я закончил свой вуз. Но суть в другом. Окрыленный своим ораторским мастерством и опытом находить общий язык с клевыми 11-классницами, я всерьез решил стать учителем.
Мизерная зарплата и сон на уроках
На 5-м курсе мне не платили стипендию, я решил идти работать учителем на полставки. Вакансий в нормальных школах не было, и я устроился в вечерку.
Моя зарплата составляла ровно 510 гривен в месяц. Даже 3 года назад это было просто катастрофически мало. За эти деньги мне нужно было проводить по 12 уроков в неделю. А я еще хотел больше гулять с клевой 11-классницей (тогда уже первокурсницей), ну и еще диплом нужно было писать. Времени не хватало. Я начал еще больше курить и мало спать. Пару раз я просто засыпал на уроке, говорил ученикам: "Ребята сидите тихо, и всем пятерки поставлю". А сам ложился головой на стол и закрывал глаза.
40-летние ученики и угрозы суицида
По поводу учеников – это отдельная тема. В вечерней школе самый разный народ. У меня в классе были и 40-летние ученики, которые почему-то не получили среднее образование еще советские времена. Еще были 15-летние дети улиц, которые утром учились в ПТУ, а вечером, если было настроение, заходили ко мне на уроки.
Были и хорошие ребята, и явно выраженные маргиналы. С некоторыми учениками мне удалось найти взаимопонимание и очень этим горжусь до сих пор. Я срывал голос на уроках, я кричал на них и иногда даже матерился. В общем – я пытался быть не самым худшим учителем.
Один мой ученик постоянно шантажировал учителей, что повесится. У него были проблемы в семье, явно немного мигрировало сознание. В общем, он был неплохой парень, но я постоянно боялся, что он наложит на себя руки, и меня будет мучить совесть всю жизнь. Я пытался проводить с ним воспитательные беседы. Но я не психолог, и, честно говоря, его проблемы были мне непонятны.
Для меня эти разговоры были очень утомительны. Но я воспринимал эту ситуацию как испытание судьбы и терпел. В школе, где я работал, уже был пару лет назад подобный случай, тогда ученик действительно повесился. Все рассматривали этого парня как очередного претендента на "тот свет". Но, вроде, все обошлось.
О праздниках и коллективе
Отдельно нужно упомянуть преподавательский коллектив. 95% - женщины пенсионного возраста. Кроме меня в школе был только один мужчина – директор. Он там работает уже много лет. А меня воспринимали как-то странно. Самое страшное - всякие дни рождения, День учителя и другие поводы, когда мы собирались за праздничным столом.
Я выпивал грамм 150 коньяка и пытался забыться. Уходить сразу было некультурно, надо было просидеть хотя бы минут 40, посмотреть, как пожилые женщины танцуют, послушать, как они поют хором, а потом уже удирать. В общем, было весело работать. Но больше бы я там не выдержал.
ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
У Анжелики Бжалавой все намного позитивнее. Она также после учебы пошла работать по специальности и сейчас является руководителем 4 класса одной из одесских школ.
По словам одесситки, работа учителя, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы. Но положительных сторон, считает девушка, намного больше.
Девушка довольна своей работой. Фото: из личного архива в соцсети.
"Идя на работу, я думаю о детях, жаждущих ответов на все свои вопросы. А, поверьте, вопросы у них бывают самые разные. Поначалу я все переживала о том, найду ли я подход к детям, оправдаю ли я возложенную на меня ответственность со стороны родителей и директора. Но мне было приятно узнать о большой поддержке со стороны школьного коллектива и родителей. Ведь не надо забывать, что забота о благополучном будущем детей – это совместная работа и учителей и родителей", - рассказывает молодая учительница.
Анжелика считает, что за счет интернета и современной техники дети сейчас более осведомленные о реалиях жизни. Но при этом они по-прежнему дружат, любят и интересуются всем, как и ребята десятки лет назад.
"Они такие же стеснительные, любознательные, активные и иногда нагловаты, какими были и мы. Я восхищаюсь детьми, которые имеют и отстаивают свою точку зрения. Техника, конечно, оказывает на них влияние, многие из них забывают про уроки и проводят время за компьютерными играми. Но все это, к моему удивлению и радости, не отбило у них желание бегать в библиотеку и знакомиться с новыми книгами. У каждого из них есть своя любимая книга, у некоторых это довольно сложная литература", - делится учительница.