Сегодня в Украине вспоминают события прошлой осени, давшие старт революции в стране. Год назад 21 ноября люди собрались на главной площади Киева в знак протеста против того, что правительство приостановило подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Протесты разгорелись уже 30 ноября, когда "Беркут" и силовики ВВ с дубинками и гранатами разогнали митингующих на Майдане. Спустя некоторое время акции переросли в столкновения и беспорядки. Погибли более 100 человек.
В итоге произошла смена власти. 21 ноября указом Президента Петра Порошенко стало государственным праздником, Днем достоинства и свободы.
Vgorode.ua узнал у одесситов, которые вместе с тысячами других украинцев стояли на Майдане, что им запомнилось больше всего, не разочарованы ли они революцией, а также принимали ли бы они в ней участие, если бы знали к чему это приведет.
Павел Ленец, разработчик игр
У меня осталось несколько самых ярких воспоминаний о Майдане. Первое, что запомнилось, это когда я утром (суббота) прочитал, что ночью избили и разогнали студентов. Тогда еще не знал, что буду с этим делать. Вот помню, как оказался в центре города, на Михайловской площади, где спонтанно собрался тридцатитысячный митинг и ораторы выступали стоя на памятнике, без микрофона, запинаясь. В общем, тогда не только я, а никто не знал, что делать. Но в тот день, находясь в толпе, я уже понял, что все "просто так" не закончится.
Второй яркое воспоминание было на следующий день. Тогда уже объявили митинг против избиения студентов. И я помню, как мы идем колонной по Крещатику к Майдану, а там милиция охраняет "елку на крови". Я иду в первых рядах и вижу, что чем ближе мы приближаемся, тем больше сотрудники МВД нервничают. И тут люди просто начинают ускорять шаг, а милиция как побежит. Там один или два взвода убегали. Это первый раз, когда я видел толпу убегающих милиционеров. Потом, конечно, еще много раз видел.
Третье воспоминание – помню первый день боев на Грушевского, когда все началось. Тогда "вожди" со сцены наговорили глупостей и никакой конкретики. Люди были очень злые. И они пошли просто на штурм, потому что кто-то позвал, а всем хотелось выплеснуть агрессию. Я помню, как безоружные люди (а это почти все) просто ломились на милицию и голыми руками, били их по каскам, по бронежилетам, в общем, везде, куда могли достать. Это что-то невероятное, когда этот "космонавт" весь в броне дубинкой отбивается, а на место каждого побитого становится новый. Люди все ломятся и ломятся на него, хотя повреждений толком нанести не могут. Такая сильная была к этим "космонавтам" ненависть.
Если бы вернуть время назад, участвовал бы я, зная, к чему это приведет? Участвовал бы. Потому что по-старому жить все равно было нельзя. Революция в обществе это как операция для больного организма – она неизбежна. Можно только откладывать, но это лишь усугубляет ситуацию.
Но я бы изменил кое - что (помимо попыток спасения жизней людей с каждой из сторон) – потратил бы все свое время на общение с Антимайданом. Потому что я и сейчас считаю, что они были против революции, потому что не понимали ее целей, их обманывали, но никто всерьез не занимался тем, что бы рассказать им правду.
Павел (слева) считает, что нужно было больше общаться с Антимайданом. Фото: из личного архива в соцсети.
Виталий Устименко, координатор Самообороны Одессы
В одно предложение точно не поместится все то, что мне запомнилось с Майдана. Эти воспоминания будут со мной всю жизнь. Их много, я этому рад. Украинцы - лучшие и это не пустые слова.
Революція Гідності – неизбежно произошла бы. Мы ее сделали, выгнали выродков, которые относились к украинскому народу как к рабам. И это начальная точка в процессе становления европейской Украинской Державы.
Я не жалею ни одной минуты, которую провел на Майдане. О таком нельзя жалеть. Впереди колоссальная работа. Задача - неимоверно сложная, говорить о последствиях революции еще очень рано. Будем обсуждать это через 10-15 лет.
"Революция показала, что люди не говно и за них нужно бороться", - фраза моего друга. Жалею только, что меня не было в Киеве 18-21 февраля.
Виталий активный участник киевского и одесского Майданов. Фото: из личного архива в соцсети.
Алексей Черный, общественный активист
Яркие воспоминаний – это когда около 50 тысяч человек ночью в декабре строили баррикады, набирая в мешки только что выпавший снег.
Это ночь, когда ожидался штурм Майдана, 10 декабря, я к тому моменту не высыпался уже дней 7 и решил прилечь на пару часов. Проспал будильник, проснулся в 3 ночи, зашел в новостную ленту и увидел, что на Майдане "Беркут", схватил каску и побежал туда.
Дежурства в психологической службе... 19 января, когда началось противостояние на Грушевского. Ну и, конечно, ночь с 18 на 19 февраля, когда Майдан опять штурмовали, но уже с оружием. Большое количество погибших.
Ни о чем не жалею, считаю все эти события знаковыми для Украины, именно после них граждане почувствовали свою ответственность за страну, в которой живут. Именно после них в стране появилось волонтерское движение, аналогов которого нет в мире. Есть свои негативные стороны, конечно (например, невыполнение большинства обещаний оппозиции перед приходом к власти, а также наличие во власти проходимцев). Но мы не в идеальном мире живем, идеально революции, к сожалению не свершаются.
А что касается войны с Россией - то это не следствие Майдана, как многие говорят. Это следствие хищнического отношения "братского" народа к своим соседям, т.е. к нам и попытки решать свои проблемы за наш счет.
Алексей провел много времени на Майдане. Фото: из личного архива в соцсети.
Вера Грузова, активистка, журналист, член "Демократического альянса"
Я помню очень много из тех дней. Провела внутри революции 4 месяца – от начала в Одессе под Дюком, акций каждый день в Киеве на Майдане и под каждым ведомством, которое на тот момент подлежало влиянию извне, до похорон наших ребят, погибших от пуль снайперов и до сбора нашего демальянсовского табора под аркой Святого Михаила.
Никогда не забуду все то, что было-думалось-переживалось там, внутри Революции. Как больно теперь жить без тех, кто умер ни за что, разнося чай и бутерброды, попав под руку снайперу. Как важно вывести страну на позиции, когда вопросы решают не революциями, хоть и достоинства, а переговорами и дипломатией.
Однозначно, Евромайдан был нужен и сделал свое доброе дело. Я осознавала это почти каждый момент последнего года. Сейчас мы знаем много последствий тех событий, какими бы иногда они не были горькими – все было не зря. Почему я так считаю?
Интересно, но ответ такой же, как тот, который давала маме, когда год назад после выходных в Киеве осталась там: "Потому что если бы я не была там, на Майдане, не делала то, что делала и то, что в итоге все-таки остановило Януковича – я сидела бы сейчас в тюрьме без надежды на лучшее".
Тогда многие не верили в эти слова. Не верили в дело о терроризме, которое пытались пришить моей команде, не верили в то, что Янукович способен посадить всех неугодных. Не хотели верить. А мы испытывали это на себе. Я не жалею о своем участии в революции. Она дала нам, украинцам, и нашей стране путевку в новую жизнь. Свободную. И как бы много у нас не забрала революция, теперь вопрос - сможем ли мы воспользоваться этой путевкой.
Не чувствую разочарования. Та энергия и тот посыл, который был тогда – способен построить новый мир. Такие рывки в жизни людей и общества – чудо и необходимость одновременно. И я рада, что в нашей жизни он произошел.
Вера не жалеет, что участвовала в Майдане. Фото: из личного архива в соцсети.