Украинским подводным археологам удалось разгадать загадку "самолета-призрака", который покоится на дне Черного моря под Одессой.
Речь идет о военном транспортнике Юнкерс "Ю-52", который использовали "Люфтваффе" во время Второй мировой, пишет "Сегодня".
Как рассказал фотограф-подводник Андрей Некрасов, изначально дайверы "Лаборатории подводных технологий" искали сбитый советскими зенитчиками немецкий бомбардировщик. Но когда в предполагаемом месте, где затонул "Юнкерс-88" на глубине около 23 метров, водолазы обнаружили самолет, оказалось, что это машина совсем другого типа: легендарный JU-52, который имел несколько неофициальных прозвищ — "Тетушка Ю" или "Железная Анни". Но никаких сведений о затонувшем "Ю-52" в архивах не значилось.
"Получался прямо самолет призрак какой-то!", — говорит Некрасов.
Фото: segodnya.ua |
Загадка разрешилась неожиданно. Недавно Андрей получил письмо из Индии от некоего Суджоя Банерджи. "Это человек, который увлекается историей. Он прочитал мою статью на английском языке о нашей находке, порылся в своих архивах и опознал самолет. В этом ему помогла одна из наших находок — портупея с надписью Kroh", - рассказал Андрей Некрасов.
Обер-ефрейтор Карл Крох, как выяснилось позже, был одним из пассажиров погибшей "Тетушки Ю" и возвращался в Николаев из отпуска. С полученными от индийца данными помог разобраться профессиональный летчик и историк Алекс Канфер из Швейцарии, который уже много лет занимается историей ВВС в годы Второй мировой войны. Оказалось, что покоящийся на дне моря "Юнкерс-52" вылетел 13 января 1942 года из румынского городка Джулешти, что к западу от Бухареста. Затем приземлился на румынском аэродроме Таргшорул Ноу, чтобы забрать пассажиров, и взял курс на Николаев, где базировался немецкий авиаполк. Однако на место не прибыл, пропав со связи в районе Бессарабии. Экипаж и его пилоты считались пропавшими без вести.
Позже установили, что удалось спастись как минимум одному из членов экипажа — барону Акселю Фрайхерру фон Йена. Он был позже убит в 1944 году. Остальные, предполагает Некрасов, покинули самолет, но погибли вскоре из-за переохлаждения — температура воды в январе едва ли превышала 2 градуса.
По словам подводника, есть три версии гибели немецкого транспортника. Официальная — пилот сел на воду, спутав ее с аэродромом в Спартаковке. Маловероятная — его сбили советские пилоты. И третья, наиболее вероятная — "Железной Анни" пришлось аварийно садиться на воду из-за технической неполадки. Скорее всего — закоротившей проводки, поскольку остались следы пожара. Исследование самолета продолжается, и не исключено, что в будущем его даже могут поднять со дна. Как для машины, которая провела 70 лет под водой, "Юнкерс", — в отличном состоянии, говорит Андрей Некрасов.