12-летнее обучение и на работу после школы: чем удивила новая реформа среднего образования

12-летнее обучение и на работу после школы: чем удивила новая реформа среднего образования

Фото: litsa.

Верховная Рада утвердила новый закон "Об образовании". Он уже окончательно вводит в Украине 12-летние обучение, которое неоднократно пробовали внедрить за последние 16 лет. Также теперь, как и за границей, у нас появится профильное обучение для старшеклассников, после которого теоретически можно устроиться на работу по профессии, полученной в 10-12 классах.

Vgorode расскажет о ключевых изменениях отечественного образования в связи с новой реформой.


12-летнее обучение

Учится 12 лет будут первоклашки, которые пойдут в школу в 2018 году. Для остальных остается 11-летние обучение.

Школа разделится на начальную (1-4 классы), базовую (5-9 классы) и профильную (10-12 классы). Старшая профильная школа будет академической и профессиональной направленности. 

После каждого этапа обучения школьников ждет аттестация в формате ВНО.


На работу после школы

Профильная школа в Украине появится лишь к 2027 году. С 10-го класса ученики смогут выбрать либо академический профиль (там будут готовить к поступлению в вуз), либо профессиональное обучение (здесь за три года можно будет получить профессию и пойти работать). То есть последний вариант по сути является аналогом ПТУ. Поступать после школы в вуз можно будет после любого профиля.


Компетенции вместо изученных предметов

Баллы детям по-прежнему будут ставить, но со следующего года "первопроходцев" начнут не просто оценивать по конкретным предметам, а дадут им "компетенции". То есть по окончании школы у ребенка должны быть упорядоченные знания и умения в определенных областях, которые он обязательно должен уметь применять на практике.

На сегодня уже выделены следующие компетенции:

- математическая компетентность;

- экономическая компетентность;

- предприимчивость и инновационность;

- экологическая компетентность;

- осведомленность и способность к самовыражению в сфере культуры;

- общекультурная компетентность;

- информационно-коммуникативная и цифровая компетентности;

- свободное владение государственным языком;

- способность разговаривать как минимум 1 иностранным языком;

- способность к обучению в течение жизни.

Если некоторые из вышеперечисленных компетенций вполне понятны (например, владение государственным языком), то как выяснить, развил ли ребенок "инновационность" или "способность к обучению в течение жизни", пока что не понятно. Четких критериев еще нет. 


Зарплата учителям

Учителя теперь будут получать зарплату в три раза - более 9 600 гривен. Такую вот поправку "с голоса" вчера внесли депутаты. 

Надбавку за классное руководство и выслугу тоже никто не отменял.


Индивидуальная программа обучения для каждого

Каждый ученик вместе с родителями и школой сможет составить свой индивидуальный план обучения. То есть если отец или мать ребенка хотят самостоятельно научить свое чадо английскому и убедят педсовет, что им это действительно под силу, ребенок может не ходить на уроки английского в школу.

Главное - пройти оценивание в конце года, чтобы школьника перевели в следующий класс. Что будет входить в этот экзамен и в какой форме он будет, МОН еще не решил.


"Подарки школе" будут мониториться

Отныне у учебных заведений появится обязанность размещать на сайте данные о всех бюджетных поступлениях, в том числе и о родительских взносах.

По словам министра, обнародование всех расходов поможет проследить, были ли злоупотребления при закупке нужных школе материалов или услуг.

То есть в обязательном порядке на сайте школы должны писать о всех закупках как на деньги родителей, так и на бюджетные средства. Раньше использование взносов фактически не отслеживалось. 

Также в законе прописано, что все учебники будут бесплатными. То есть потребовать деньги с родителей на новые окна или книги, которых не хватает в библиотеке, "потому что детей в классе слишком много", незаконно. 


Автономия директоров и школ

Директора смогут занимать должность только 6 лет. В одном учебном заведении можно проработать руководителем не более 2 сроков.

Принимать директоров на работу будут на конкурсной основе. В комиссию войдут учителя школы, родители учеников, основатель школы (если такой есть) и директора близлежащих школ.

Выбирать себе замов и нанимать учителей на работу теперь будет только директор. Управления образования больше не будет руководить этим процессом. Также оно снимает с себя ответственность за обязательное распределение количества часов для учителей, контроль за курсами повышения квалификации и календарные планы образовательных программ (сколько времени тратить на каждую тему, теперь решает сам педагог).


"Особенные дети" будут учиться в обычных школах

1 сентября 2017 года официально прекратился набор в школы-интернаты. Теперь дети с инвалидностью будут учиться в обычных школах, но в инклюзивных классах.

Существующие интернаты МОН рекомендует переделать под учебные заведения другого типа.

В свою очередь обычные школы будут обеспечены всем необходимым (шрифтом Брайля, аудиокнигами, специальными партами для колясочников и так далее).

По мнению МОН, таким образом дети с особенными потребностями будут лучше адаптироваться, а обычные школьники научаться толерантности.


Обучение в вузах сократят на год

По инициативе МОН бакалаврат сократят с 4 лет до 3. Но действующие студенты могут и не мечтать о том, чтобы побыстрее закончить обучение. Изменения вступят в силу лишь когда закончат 12-ый класс "первопроходцы" по новой программе. 

То есть общее количество лет, проведенное за партой, останется прежним (15 лет). На некоторых специальностях обучение на бакалаврате останется 4-летним, но это будет исключением из правил.