Будущее одесского побережья: намыв пляжей, застройка жилыми домами и набережная как в Нью-Йорке

Будущее одесского побережья: намыв пляжей, застройка жилыми домами и набережная как в Нью-Йорке

Архитекторы представили принципиально разные варианты развития побережья Одессы. Фото - автора.

Градостроительный совет Одессы рассмотрел три концепции развития побережья города от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана.

Главный архитектор Одессы Николай Базан уточнил, что цель этих документов - определиться, в каком направлении двигаться при "разработке" этой территории, которую планирует горсовет. Он добавил, что мэрия объявила конкурс на лучший проект. Свои варианты около трех недель разрабатывали наиболее опытные архитекторы города.

"Для начала нам надо определиться стратегически – что это – парковая зона, застройка? Конкретные задачи по каждому объекту будем ставить при разработке более детальных планов. Пока мы решили определиться с общим видом этой территории", - отметил Николай Базан.

Признанный в Одессе мэтр, заслуженный архитектор Владимир Глазырин первым представил свой вариант концепции, не отличающийся особой оригинальностью. Он уточнил, что перед началом разработки специалисты на вертолете облетели эту территорию, составив ее план (позже выяснилось, что фотоснимкам, представленным Глазыриным, на самом деле уже более 4 лет).

"Проанализировав побережье, мы определили по природным факторам места, где проходят сложившиеся общественные центры, и просканировали рельеф", - отметил архитектор.

Его проект предусматривает разделение территории побережья на пять парковых зон: "Золотой берег" - 10-я Фонтана, 10-я Фонтана – "Аркадия", "Аркадия" – "Отрада", "Отрада" - санаторий "Лермонтовский", а также парк "Ланжерон", который проляжет от "Лермонтовского"  – до бывшего Судоремонтного завода №2.

"Каждый парк будет занимать территорию свыше 20 га, и все они сольются в единую систему прибрежных парков в 200 гектаров", - резюмировал архитектор.

"Пять парков" Владимира Глазырина.

Фото: автора

Его концепция также предусматривает намыв и расширение пляжей, строительство широкой набережной со скамейками и игровыми площадками, как в Нью-Йорке, а также строительство четырехполосной автомагистрали по кромке склонов, которая должна будет разгрузить, в частности, Французский бульвар и улицу Белинского.

При этом депутат горсовета Игорь Димитриев отметил, что все прекрасно понимают, что реальная цель этого документа – не обустроить парковую зону, а узаконить уже отнятый кусок рекреационной зоны в районе "Отрады", поскольку концепция не предусматривает вмешательства в существующую и ведущуюся застройку.

ГОРОД-САД

Концепция, предложенная заслуженным архитектором Василием Мироненко, получившая название "Город-сад", предусматривает разделение указанной территорию пополам: одну часть отдать инвесторам под застройку, а на второй части организовать парковые территории.

"Этот так называемый парк "Юбилейный" создали во времена СССР. В итоге, у нас в городе не занята прибрежная полоса шириной в 200-300 метров: но ходить тут страшно не только ночью, а и днем", - сказал Мироненко.

Кроме того, по его словам, город лишен морского фасада, который формируется именно прибрежной застройкой.

"В Одесе надо вывести городскую застройку к морю, а зеленые насаждения усиливать между домами и районами. Эти 250 метров погоды не делают, а нынешнее состояние склонов не украшает Одессу", - убежден автор проекта.

Морской фасад Майами - удачный пример для Одессы, считает архитектор. Фото: автора

А для того, чтобы создать на этой территории уже упомянутый "Город-сад", по мнению Василия Мироненко, необходимо привлечь инвесторов, для чего застроить около половины склонов жилыми кварталами. Кроме того, автор предлагает по всей указанной территории, помимо объектов спецназначения, построить набережную шириной в 20 метров, где расположить рестораны и объекты развлечений.

"Парковые зоны и территория под застройку будут в приблизительно равных пропорциях. Учитывая престижность территории, инвесторы найдутся, и город будет приобретать облик современного", - говорит Мироненко.

При этом, по его словам, обустройством "зеленых зон" должны будут заняться те же инвесторы, которым не должны возбранять присваивать новым паркам и скверам свои имена.

Фото: автора

Оранжевым закрашены территории, которые планируется застроить. Фото: автора

Побережье в Сочи: по мнению Мироненко, растительность и застройка успешно сосуществуют. Фото: автора

Присутствующий депутат горсовета Александр Шеремет отметил, что цель у этой концепции может быть только одна.

"Чтобы на фоне вашей концепции концепция Глазырина была идеальной. Я думаю, тут не стоит задавать вопросов, а сразу ставить диагноз. Почему при вашем подходе не закрасить кирпичным цветом всю зеленую зону", - отметил депутат.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Третий проект представила доцент кафедры градостроительства Одесской строительной академии Ольга Савицкая, которая предложила для этой территории так называемую модель устойчивого развития, основная идея которой – развитие побережья однозначно как парково-рекреационной зоны.

"Она предусматривает воссоздание природного комплекса, оздоровление окружающей среды, отказ от застройки, приоритет велосипеда над автомобилем, воссоздание климата доброжелательного соседства", - отметила архитектор.

Фото: автора

Варианты решения сечений склона. Фото: автора

Она также добавила, что Одесса – единственный город в Европе, который имеет незастроенную береговую линию, что является уникальным.

Кроме того, для обустройства территории, по мнению архитектора, необходимо учитывать особенности их исторического развития.

На следующем заседании градсовет намерен рассмотреть еще пять концепций развития территории. Затем лучшая из них будет утверждена тайным голосованием.