Деволановский спуск в Одессе давно превращен в трущобы местной властью и горожанами, хотя находится в 15-ти минутах от Дерибасовской. Со временем он все больше напоминает кварталы бомжей в Лос-Анджелесе. Тут повсюду разбитые дороги: по одной стороне мы видим шикарные высотки, а по другой разрушенные старинные дома. Но, как ни странно, множество элитных машин. Что смотреть в "Мертвом квартале" и о чем нужно знать, смотрите у нас в обзоре.
История канавы
Улица проходит по дну Карантинной балки. Именно поэтому его неофициальное название "Канава". Уже сто лет назад тут уже обитали портовые работяги, воры, шулеры и другой "цвет нации". Есть также легенда, что эти трущобы запечатлел в рассказе "Челкаш" Максим Горький, якобы бывавший на Канаве.
В дореволюционное время он назывался – Левашовский спуск. Судя по рисункам, тогда он смотрелся довольно неплохо.
Каким он был 150 лет назад
В советский период его назвали спуском Вакуленчука. Тогда его пытались облагородить: разбили в конце скверик с фонтаном, построили современное здание. После войны "канаву" отдали заводу "Эпсилон", спуск превратился сначала в индустриальную зону, а после развала СССР – снова в трущобы.
А в честь де Волана его назвали только в 1995 году. Голландский инженер, участник последней русско-турецкой кампании и первый архитектор Одессы Франц де Воллан сделал для нее не меньше чем Ришелье или Дерибас, но мы помним его только потому что его именем названы трущобы. Со временем его имя "стерли" из истории благодаря советской власти и до сих пор не восстановили.
Колоритное место
По своему ландшафту квартал ведь весьма интересен, единственный в Одессе такого рода. Дома и дорога, окруженные склонами, лестницами и тремя мостами создают интересный урбанистический пейзаж. А сколько фильмов снято в этом микрорайоне! "Волны Черного моря", "За власть Советов", "Белеет парус одинокий" и многие другие.
Старинная брусчатка кое-где еще сохранилась
Даже сейчас, будучи в отвратительном состоянии, место очень популярно среди фотографов. Мусор, разрушения, бомжи, убитые дороги, брусчатка и вонь от канализации не мешают туристам интересоваться этим местом. Большой интерес представляют граффити.
Место заполнено различными граффити
Однозначно место достойно посещения. Однако после наступления темноты гулять в этом районе мы настоятельно не рекомендуем. И не только потому что тут живут маргинальные личности, а и просто потому что тут легко сломать ноги. На улице нет ни тротуара, ни дорожного покрытия, а большинство домов находится в аварийном состоянии.
Мосты
Когда-то над Деволановским спуском было целых семь мостов. Сейчас из них остались только три, не считая остатков моста Сикарда. Кстати, со всех мостов открывается отличный вид на порт и море.
Самый известный из всех мост Коцебу. Он тянется вдоль улицы Бунина над верхней частью Деволановского спуска. Соединив Полицейскую улицу, он, так же, как и Строгановский и Новикова мосты, расположен над Карантинной балкой. Назван по имени Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862 по 1874 год. Детали для моста Коцебу делали во Франции в 1892 году. Его инженер Эдмонд Гаррис заказал их на том же заводе, где создавались элементы Эйфелевой башни. Именно поэтому этот мост иногда называют ее братом. Особого внимания стоит ажурное чугунное ограждение, на котором виден (о стороны Деволановского спуска) старый герб Одессы: вверху — двуглавый орел (символ империи), внизу — якорь-кошка (символ морского города).
Многие знают, что мост Коцебу снимался в фильме 1979 года "Приключения Элекстроника". Так, эпизод, в котором у Сергея Сыроежкина ломается мопед, снят именно на мосту Коцебу.
Мост Коцебу
Далее находится мост Новикова - первый каменный мост в Одессе. Был открыт в 1824 году. Автором проекта стал известный одесский ученый, инженер Жюст Гаюи, а руководил строительством не менее известный архитектор и строитель Александр Дигби. Свое название мост получил в честь популярного в Одессе предпринимателя Ильи Новикова и вообще был удобен для него, так как обеспечивал ему дорогу на его работу.
Историки уверяют, что поэт Александр Пушкин не раз ездил по мосту в первую одесскую баню на улице Почтовой, у самого обрыва Карантинной балки. Поэт якобы любил задумчиво постоять на мосту и встречался здесь с женщинами.
Мост Новикова
Ближайший к порту мост назван в честь российского генерал-губернатора и первого почетного гражданина Одессы графа Строганова. Его строили с 1853 по 1863 под руководством архитектора Гонсиоровского, строительство вел подрядчик Бутырский. Фактически это два моста, соединенных насыпью. Длина арочного моста из каменных блоков составила 120 метров. Это был самый большой мост дореволюционной Одессы.
Именно этот мост называли "мостом самоубийц" как сейчас иногда называют "Тещин мост". 1980-х он был почти полностью перестроен, заменен на железобетонные конструкции. Сейчас от старого Строгановского моста осталась лишь литая ограда и кусок пролета с одной стороны Деволановского спуска.
Строгановский тоже снимался в кино. На Деволановском спуске снималось не менее двух десятков картин, среди которых "Повесть о первой любви" (1957) и "Зеленый фургон" (1959).
Строгановский мост
Достопримечательности
Кроме разрушений, здесь есть несколько милых мест.
Так, тут можно заметить кота, который карабкается по стене в начале Деволановского спуска, аккурат над входом в одесский музей спорта, который также можно посетить. Скульптура должна стать или первой, или заключительной в "кошачьем" туристическом маршруте, который со временем появится в путеводителях.
Фото: Думская
Как глоток свежего воздуха на спуске - необычный дворик с нормальными жителями. При в ходе в арку на стенах висит целая галерея детских поделок и картин. Здесь живет невиданное количество котов. В этот двор любят приходить целыми туристическими экскурсиями. Гости двора за свои посещения оставляют деньги в старинном почтовом ящике.
Все началось с того, что жильцы дома решили навсегда избавиться от машин в небольшом дворике. А закончилось тем, что теперь тут проводят целые выставки.
Отметим, что Дом на Деволановском спуске, 1 – 1886 года рождения. Он пережил не одну войну и не одно поколение хозяев.
А в конце спуска вы увидите знаменитый памятник "Потемкинцам — потомки". Его установили 27 июня 1965 года к шестидесятилетию восстания на броненосце "Потемкин" на Екатерининской. Скульптурная композиция отображает первые минуты стихийного восстания на броненосце. После его перенесли на Таможенную площадь.
Памятник Потемкинцам в Одессе. Все фото Александры Дедюлиной
Зайти на Деволановский спуск можно в начале, в конце и с помощью лестниц возле мостов. Но лучше начать с улицы Еврейской чтобы спускаться вниз.
Будущее квартала
Время делает Деволановский спуск все более безнадежным. Добитый непогодой он теперь в еще больших ямах. Некоторые из них были размером в половину человеческого роста. Одесситы и гости города фотографировались прямо в них. Сейчас этой ямы нет, но зато есть много других. И в принципе любой ливень способен разворотить квартал вдребезги.
Деволановский спуск в Одессе теперь в огромных ямах. Фото Владислава Балинского
Проект преображения Деволановского уже есть. Он станет частью туристического маршрута, хотя в это мало верится. Многие горожане уверены, что в итоге квартал просто снесут, а реконструировать никто ничего и не планировал.
В любом случае о реализации проекта пока рано, так как прежде всего необходимо найти владельцев домов. Все здания, что там есть сейчас – это частная собственность. Переговоры с владельцами зданий идут крайне трудно, и они не переходят к активной реконструкции, а продать не могут или не хотят. Так что властям остается только накладывать на них штрафы.
Но и надежда также есть. В марте 2019 года управление капстроительства горсовета подписало договоры на разработку документации, необходимой для ремонта улицы. После замены ливневого коллектора на спуске потребуется замена коллектора по улице Приморской с увеличением его диаметра. Работы обещают сдать до 31 декабря 2020 года.
Смотри еще
Заметки про Одессу: что сделал для города Франц де Воллан и почему одесситы об этом не помнят
История Савицкого парка в Одессе: факты и легенды
Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры