Нынешнее время называют эпохой возможностей – у нас есть интернет, способы почерпнуть идеи, занять неизведанные ниши рынка. Находится и множество желающих построить успешный бизнес. Vgorode.ua продолжает серию рассказов о предприимчивых одесситах и их историях успеха.
Первой нашей героиней стала молодая одесситка, открывшая домашнюю кондитерскую под названием GoodMoodFactory>>>
Также мы знакомили вас с Александром Cooper – владельцем одноименного гастро-бара в центре Одессы>>>.
Сегодня предлагаем узнать историю создания популярного фестиваля Гешефт Garage Sale, который за три года вырос из небольшой гаражной распродажи в одно из самых массовых и модных мероприятий Одессы, а также дал старт многим начинающим дизайнерам, кондитерам, ремесленникам. Его создатели – Александра Захарова и Артем Максимов. Она по профессии бутафор, он - экономист. Как родилась идея "Гешефта", как проходит его организация, есть ли у фестиваля бюджет, и как найти свое дело и развить его в Одессе, мы узнали у молодой креативной семьи.
Артем и Александра. Фото: из личного архива в соцсети.
Старт
Раньше мы часто ездили в Москву и наблюдали за тем, что там происходит - что интересно, актуально. Нам захотелось в Одессе сделать молодежный движ.
Мы видели, что здесь не хватает мероприятий, куда можно было бы пойти, не на дискотеку или в бар, а на фестиваль, предназначенный для молодежи. И мы решили это организовать. Всегда хотели поднимать уровень культуры в нашем городе, чтобы в Одессе больше всего происходило, и появлялись разные люди, которые занимаются интересными вещами. Мы также хотели стимулировать появление таких проектов, дать им площадку, показать путь, по которому можно развиваться и, возможно, это станет их занятием по жизни.
Первый Гешефт был 3 года назад. 2011 год, лето. Мы себе представили, что хотим сделать, но на тот момент это не совпадало с действительностью. Не было контента, который можно было привлечь - дизайнеров, которые занимаются чем-то интересным, и молодых ремесленников. Были какие-то выставки хенд-мейда, но это не о нас. Выбрали формат гаражной распродажи, на первом фестивале у нас большая часть людей продавала свои вещи, которые висели у них в шкафу.
Первый провели в 2011 году. Фото: Екатерина Петраш.
Название
Здесь все достаточно интересно и в тоже время логично. Слово "Гешефт" - это синоним слова бизнес, одесское слово из идиша, которое понятно очень многим людям, его и в литературе можно встретить. Оно отображает и нашу связь с Одессой, которую считают особенным городом. Это реверанс в сторону "покупай-продавай", но мы никогда в свой деятельности никак не поддерживали одесскую мифологию, то, что принято называть колорит, потому что он, к сожалению, архаичен. Ведь то, какой видят Одессу из Москвы, отличается от того, каков город на самом деле.
Это слово просто пришло в голову и после сопоставления некоторых фактов решили, что оно подходит. Одновременно и серьезное, и есть игра, оно многогранно и отображает суть мероприятия в ироничной форме.
Гешефт на площадке клуба "Республика". Фото: vk.com/odessagaragesale
Команда
Изначально команда "Гешефта" - мы вдвоем с женой. При подготовке первого фестиваля была одна девушка, она помогла с афишей, стимулировала нас, говорила, что все получится.
Подготовка
Мы делаем фестиваль раз в сезон, 4 раза в год. В первую очередь находим площадку, согласовываем все нюансы. Нам всегда интересно искать необычные места и открывать их публике, продолжаем тему использования городских объектов и экспериментов с пространствами. Нам нравится трансформировать их и на время, создавать атмосферу добра и доброжелательности. Мы проводили "Гешефт" по крыше, в пляжном клубе, новогодний пройдет на территории подземного паркинга на Бунина.
Анонсируем фестиваль, люди начинают присылать заявки на участие. Мы рассматриваем их по стилистике. У каждого фестиваля есть своя направленность. То есть под одним названием 4 разных фестиваля. Например, весной – фестиваль городских культур, осенью – творческие мастерские, молодые ремесленники, зимний – новогодний маркет. Но есть более универсальные, постоянные участники, а есть более тематические. Иногда мы кому-то сами пишем, если кто-то нравится. Но сейчас нас уже хорошо знают по всей Украине и в России.
Зимний в "Циферблате". Фото: vk.com/odessagaragesale
Плата за вход
У нас долгое время был бесплатный вход, в какой-то момент людей стало слишком много. Стали приходить те, кто попал совершенно случайно, появились первые случаи, когда у кого-то что-то украли.
Поэтому мы вынуждены были ввести плату за вход на фестиваль (30 гривен). Подчеркиваю - именно фестиваль, потому что многие думают, что они приходят в магазин.
Это мероприятие, где есть уникальная атмосфера, тем более что входной билет на Гешефт стоит дешевле, чем в клуб, а пользы все-таки больше. Если вам это интересно, то должны быть готовы и за 200 гривен туда попасть. Мы же соблюдаем баланс, чтобы это сумма не была большой, но и покрывала некоторые расходы на организацию.
Фестиваль собирает тысячи посетителей. Фото: Сюзанна Зейкан
Бюджет
Никогда не было никакого бюджета, все на голом энтузиазме происходило. При этом скажу, что ни один из фестивалей "Гешефт" не ушел в минус. То есть те затраты, которые были, удавалось окупать. Иногда приходилось рассчитываться по бартеру, тем самым минимизировать расходы. Сейчас, конечно, фестиваль настолько вырос, что затраты невозможно снизить подобным образом.
Взносы участников, цена за вход – это идет на аренду, организацию. У нас нет спонсоров, как например, у других фестивалей. Да и мы не хотим от них зависеть.
Конечно, это накладывает свой отпечаток, нет какого-то супер-бюджета. Есть много скрытых издержек, которые ни один гость фестиваля вообще не увидит. Банально купить 100 метров кабеля - это тоже деньги.
В своей работе мы используем иной подход. Нет бизнес-модели, можно иногда быстренько прикинуть, подсчитать, посидеть. Мы чувствуем, что нужно делать так, пусть это нам и невыгодно сейчас, в минус, но понимаем, что это классно и результат будет.
Идея и деньги
Пока самое большое количество участников, что у нас было - 150 человек, а вот посетителей –более 5 тысяч.
Заработать на таком фестивале… Если заниматься только им одним весь год и больше ничем в финансовом плане - то хватает, но если нужно обеспечить команду и дать им работу на длительное время, то пока это невозможно. Это не те деньги, чтобы на них содержать коллектив и платить им зарплату.
Тут нельзя говорить о большом бизнесе, "Гешефт" – это такая маленькая сделка. Но нам он очень нравится. Независимость участников - это что-то настоящее, что идет от сердца, а не от желания открыть очередное заведение, установить порядки и заработать деньги, как часто бизнес и работает.
Очень много примеров как люди выросли после "Гешефта" до целостных и интересных проектов. Самый яркий - это, наверное, наши друзья Makemycake, которые начали с того, что представили на фестивале декор и пирожные макарунс. За два года они выросли до самой вкусной кондитерской в нашем городе. Заведение "Лес" - это тоже наш с ними проект.
Секрет популярности
Нужно делать свое дело очень хорошо, качественно и стараться повышать постоянно уровень, ставить некую планку и искать новые варианты будущего. Мы изначально себе представили фестиваль таким, каким его можно было сделать реально спустя 2 года. Потому что нужно было нарастить контент, показать людям, что можно, например, бросить работу в банке и стать декоратором, стать человеком, который делает необычные вещи, которые пользуются спросом и цепляют людей. И второе - это нужно было приучить аудиторию к формату мероприятия.
Это работа, которую за месяц не сделаешь, каким бы ты не был коммуникабельным. Мы вот три года делаем фестиваль, и видим, что стали появляться другие мероприятия и, конечно, им во многом гораздо проще, потому что люди уже знают примерно, что это такое.
Совет
В Одессе такое непаханое поле до сих пор. Берите любую тему, развивайте ее, взращивайте и на новый уровень выводите. Вместо того, чтобы копировать что-то, лучше развивать себя, искать.
Просто подумать, что вам интересно: или это социальная активность в городе, или это коммерческий стартап.
Можно думать, искать, придумывать, как это может быть и начинать с этим работать.
Пробуйте выйти за пределы своей комнаты, города, посмотрите, что есть в других странах, как этот опыт можно перенести к нам, возможно, там будет и коммерческая составляющая, которую возможно раскрыть спустя время.
На парковке в "Отраде". Фото: Anastasia Voznuk
Планы
Нам уже несколько раз предлагали делать фестиваль в Киеве, но думаем и там найдется много людей, которые знают специфику столицы. Мы очень любим Одессу и нам интересно делать здесь качественные мероприятия, к нам уже съезжаются со всей Украины, сарафанное радио работает, люди приезжают и говорят, как тут классно. Мы будем продолжать заниматься "Гешефтом", хотим сделать его более крупным с большой музыкальной программой, интерактивными развлечениями.
Фестиваль вырос. Фото: Инга Гезалян