Транспортный коллапс: почему в Одессе пробки и как это исправить

Почему в Одессе такие пробки и как это исправить. Фото: topor.od.ua

Дорожные заторы уже давно стали настоящей "болью" одесситов. По итогам 2020 года Одесса заняла 11 место в мировом рейтинге городов с самыми большими пробками. С тех пор ситуация не улучшилась. В целом одесситы стоят в заторах 184 часа в год. Это равно семи дням и 16 часам. Почему в Одессе такие пробки и как решить эту проблему разбирался корреспондент Vgorode.

Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.

Нельзя сказать, что Одесса тут в чем-то оригинальна. Пробки – это почти общемировая проблема. В более развитых городах стран Европы ее начали решать еще во второй половине XX века и добились неплохих результатов. Причина пробок в Южной Пальмире довольно многослойна, тем не менее можно выделить несколько важных факторов.

Город нерезиновый

По словам экс-начальника городского департамента транспорта Александра Илько, проблема заключается в том, что улицы спальных районов Одессы проектировались 40-50 лет назад. В то время автомобилизация населения не была такой огромной. И это не говоря об историческом центре города, который активно строили еще в позапрошлом веке, не зная о современных транспортных средствах

На данный момент, по словам одесских урбанистов, мы достигли максимального количества машин в городе. По разным подсчетам по Одессе передвигаются более 250 тысяч автомобилей. Их уже некуда ставить, а пропускная способность дорог не справляется. Даже расширение проезжей части, где это было возможно, не слишком повлияло на эту печальную ситуацию. Если так продолжится дальше, то в ближайшем будущем Одессу ожидает настоящий автомобильный коллапс.

Любопытно, что, по данным соцопроса агентства New Image Marketing Group, маршрутками пользуются 44% одесситов, электротранспортом – 41%. Велосипеды, моноколеса и самокаты выбирают 5% горожан. На личных авто в Одессе ездит лишь 23% и еще 12% – на такси. Получается, что только треть одесситов пользуется автомобилем. На самом деле все просто: машина занимает в среднем 10 квадратных метров городской земли и кажется, что на авто ездит большинство. Несложная геометрия снова говорит нам о том, что дальнейшая автомобилизация города – тупиковый путь.

Хаотичная нерегулируемая парковка

Еще одна важная составляющая пробок в Одессе – хаотичная парковка и "автохамы". Многие водители оставляют свои машины, игнорируя все запреты. Кроме того, в городе очевидно есть дефицит мест для личных автомобилей, поэтому у некоторых автовладельцев просто нет выхода.

По словам депутата горсовета Петра Обухова, водители паркуют свои автомобили на крайних полосах улиц, где есть оживленный транспортный поток. К примеру, такими являются улицы Пушкина и Бунина. Это также провоцирует заторы на дорогах. Решение здесь только одно – парковочные инспекторы должны штрафовать нарушителей.

Только с 2019 года мэрия озаботилась вопросом регулирования парковочных мест, а на улицах в центре города появились инспекторы. Правда, их еще слишком мало.

Кроме того, некоторые парковочные места в центре Одессы недорогие или вовсе бесплатные, поэтому водители легко оставляют свои автомобили там на целый день. Во многих странах Европы парковка на центральных улицах стоит довольно дорого. Таким образом, город не только получает доход в бюджет, но и разгружает улицы и предотвращает пробки.

Как побороть пробки?

Опыт прогрессивных стран говорит о том, что справиться с пробками с помощью расширения дорог, увеличения парковочных мест и постройки дорожных развязок невозможно. Парадоксально, но это провоцирует людей покупать еще больше автомобилей, поэтому появляется еще больше пробок.

Самое главное – переломить тренд автомобилизации. Другими словами, мотивировать горожан пересесть с личного автомобиля на общественный транспорт и велосипеды. В этом пункте единодушны и одесские урбанисты, и чиновники мэрии. Человеку, который ездит на работу на автобусе или трамвае нужно гораздо меньше места, чем занимает личный автомобиль.

По мнению эксперта в сфере транспорта Сергей Черноиваненко, нужно создавать новую транспортную модель города, закупать комфортабельные автобусы, троллейбусы и трамваи, а также создавать инфраструктуру для велотранспорта.

При этом важно, чтобы общественный транспорт был быстрым. Например, в центре города трамвай едет по одной дороге с автомобилями. Депутат Петр Обухов считает, что его нужно отделить от проезжей части, благодаря чему скорость трамвая значительно взрастет.

В дальнейшем необходимо перепланировать всю сеть маршрутов общественного транспорта Одессы и постепенно заменять маршрутки комфортными автобусами с кондиционерами.

Сейчас чиновники мэрии уповают на новый трамвайный маршрут "Север–Юг" между поселком Котовского и жилмассивом Таирова, строительство которого подходит к завершающей стадии. Его длина 32 километра. В рамках проекта закупят 16 многосекционных вагонов (не менее 28 метров в длину) и 21 односекционный вагон (до 21 метра). Согласно планам чиновников, этот маршрут значительно разгрузит город и снизит количество пробок.

Одесса проходит путь, который уже миновали многие европейские города в прошлом, поэтому не нужно изобретать колеса. Следует только перенять их опыт. Остается открытым вопрос о том, хватит ли на это у городских властей политической воли и денег.

 

Последние новости