Знакомый кадр, или почему Одесса - родина мирового кинематографа

Знакомый кадр, или почему Одесса - родина мирового кинематографа

В нашем городе не только каждый год проводят крупный кинофестиваль, именно Одесса то и дело появляется в фильмах то в роли Парижа, то Неаполя, и даже Нью-Йорка. Более того, весь мир заблуждаясь думает, что первым кинофильмом, показанным на большом экране, стал в 1895 году "Выход рабочих с фабрики" братьев Люмьер. И только в Одессе знают, что за два года до этого "живые картинки" под названием "Всадник" и "Метатель копья" демонстрировал горожанам в отеле "Франция" Иосиф Тимченко, украинский механик-изобретатель, среди разработок которого - метеорологические приборы, микрохирургические инструменты, а также первый киноаппарат.

Так что, в некотором роде Одесса - родина мирового кинематографа. Уже в 1907 году в приморском городе появилось первое киноателье - "Мирограф", основанное предпринимателем Мирном Гроссманом, освоившим операторское мастерство всё в той же Франции. После этого частные кинофабрики стали открываться одна за другой, а в 1919 году все они были национализированы и объединены в одну государственную киностудию, три года спустя получившую название "Одесская кинофабрика". С момента основания на Одесской киностудии было снято больше 350 фильмов, не меньше отсняли в Одессе режиссёры "Мосфильма" и других кинокомпаний. "Броненосец Потёмкин" Эйзенштейна, "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова - одесские эпизоды в этих легендарных лентах стали частью киноистории.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Броненосец Потемкин"

Обычно Одесса в кадре узнаётся с первого взгляда, порой даже в ущерб сюжету. Так, комедию "Трест, который лопнул", снятую на Одесской киностудии в 1983 году по мотивам рассказов О. Генри, зрители раскритиковали за то, что слишком уж знакомыми выглядят в "Соединённых Штатах начала ХХ века" пригородные дачные массивы, подъезды с пеньками по краям от входа, дом с одной стеной в Воронцовском переулке, спасательная вышка пляжа "Ланжерон", учебное судно "Экватор", с 1974 года пришвартованное в одесском яхт-клубе, и лодка с плохо закрашенной надписью ПР-182, что означает: плавсредство принадлежит 182-му причалу Ланжерона.

Через пару лет Южной Пальмире, провалившей "американскую" роль, пришлось перевоплотиться в Неаполь для фильма "Миллион в брачной корзине" — на этот раз всё прошло более успешно. А лучше всего Одессе удаётся Франция: здесь снимались сцены и для экранизации "Трёх мушкетёров" 1979 года, и для фильма "Мушкетёры. 20 лет спустя" в 1992-м, и для "Возвращения мушкетёров" в 2007 году.

Здание Оперного театра в

Здание Оперного театра в "Мушкетерах"

Самый одесский из снятых здесь зарубежных фильмов — советско-польский "Дежа вю" режиссёра Юлиуша Махульского. В гангстерской комедии 1988 года появляются Приморский бульвар, улица Дерибасовская, Потёмкинская лестница, морской порт и местное кладбище. А исполнитель главной роли, Ежи Штур, в 2011 году побывал в Одессе ещё раз — в качестве председателя жюри Одесского международного кинофестиваля.

Десять лет спустя, в 1998 году, в Одессу приехал итальянский режиссёр Джузеппе Торнаторе: здесь он решил отснять большую часть эпизодов своей драмы "Легенда о пианисте" с Тимом Ротом в главной роли. Съёмки развернулись в местном порту, а пришвартованное здесь судно "Лесозаводск" постановщики превратили в корабль начала XX века. Есть в фильме и кадры с Потёмкинской лестницей.

Ещё через десять лет, в 2008 году, в Одесском порту был снят эпизод голливудского криминального боевика "Перевозчик-3". В город прибыла съёмочная группа из 40 человек, впрочем, исполнителя главной роли Джейсона Стэтхема среди них не было. А вот продюсера Люка Бессона местные репортёры заметили — некоторые даже уверяли, что он интересовался ценами на одесскую недвижимость.

Кадр из

Кадр из "Перевозчик-3"

Появляется Одесса и в нескольких кадрах фильма "Всё осветилось", приключенческой комедии с Элайджей Вудом и Евгением Гудзем в главных ролях. Но совсем ненадолго: хотя основные события фильма по сюжету происходят в Украине, снимать его режиссёр Лев Шрайбер предпочёл главным образом в Чехии.

Если из всех режиссёров, снимавших кино в Одессе, великих и малоизвестных, прошлого века и нынешнего, выбирать одного, наиболее преданного этому городу, — им станет Кира Муратова. Уроженка бессарабского села Сороки в 1959 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, а в 1961 году начала работать на Одесской киностудии. Из двух десятков фильмов, снятых Муратовой, большинство с одесскими корнями: от первых лент — "Наш честный хлеб" 1964 года, снятого совместно с первым супругом Александром Муратовым, и "Короткие встречи", где главную женскую роль сыграла сама Муратова, главную мужскую — Владимир Высоцкий, до самых свежих фильмов — "Мелодия для шарманки" (2009) и "Вечное возвращение" (2012), а между ними — "Астенический синдром" (1989), "Три истории" (1997), "Настройщик" (2004) и другие. Одесса стала не только любимым местом работы: в конце 70-х из-за конфликта с руководством Одесской киностудии режиссёр переехала в Ленинград, но сегодня 80-летняя Муратова, недавно объявившая об окончании режиссёрской карьеры, снова живёт в Одессе, а её имя увековечено на Аллее звёзд возле Оперного театра.

Кира Муратова на ОМКФ

Кира Муратова на ОМКФ

Фильмов, посвящённых самой Одессе, тоже немало: "Беня Крик" (1926), "Зелёный фургон" (1959, и ремейк 1983-го), "Приморский бульвар" (1988), "Искусство жить в Одессе" (1989). В последнем тоже не обошлось без киноляпов: заасфальтированные улицы для съёмок покрывали резиновой "брусчаткой", и в кадрах, снятых в Книжном переулке, можно увидеть щели между листами резиновых "булыжников". С другой стороны, фильмы стали своеобразной городской кинохроникой: например, живописный Строгановский мост, после реконструкции в начале 80-х годов из каменного ставший бетонным, сохранился в десятке кинолент, отснятый со всех ракурсов.

Основными ценителями одесских пейзажей до недавнего времени оставались россияне. С июня по ноябрь 2006 года здесь снимался сериал "Ликвидация" — персонажей фильма "поселили" в тех же дворах, где когда-то "жили" герои "Золотого телёнка" 1968 года. Телесериал о борьбе чекистов и местных бандформирований в послевоенной Одессе 1946 года прогремел дважды: первый раз собрав у экранов рекордное число зрителей в 2007-м, второй — попав под запрет к показу и распространению в Украине в ноябре 2014-го из-за участия в нём актёра Михаила Пореченкова, оскандалившегося после попавших в интернет кадров, где он стреляет из боевого оружия в зоне АТО.

Кадр из

Кадр из "Ликвидации" и настоящий одесский двор, где он был снят Фото: http://travel.tochka.net

Только за 2013 год в Одессе побывали съёмочные группы как минимум четырёх российских телесериалов: "Курсанты", "Дневник мамы первоклассника", "Чёрные кошки" и "Судья". В этом же году здесь сюда приезжал режиссёр Никита Михалков: одиозный деятель российской культуры жёг резину на Потёмкинской лестнице, чтобы создать туман для съёмок кинофильма "Солнечный удар" по одноимённому рассказу Ивана Бунина.

В прошлом году по понятным политическим причинам поток московских гостей прекратился, и одесский киномарафон заметно сбавил темп, но, тем не менее, продолжается. В ноябре 2014-го здесь прошли съёмки короткометражного документального фильма "Александр Довженко. Одесский рассвет" режиссёра Артёма Антонченко, его коллега Константин Коновалов готовится снимать художественное продолжение под названием "Александр Довженко. Одесский дебют". А в феврале 2015-го Одесская киностудия сняла первый собственный фильм со времён независимости Украины: премьера короткометражки "Господин Рай" по одноимённой пьесе Тенесси Уильямса состоится в апреле.

По материалам журнала "Фокус".

Инфографика: focus.ua

Фильм

Фильм "Приключения Мишки Япончика" Фото: http://travel.tochka.net

Фильм

Фильм "Приключения Электроника" и парк Победы в Одессе Фото: http://travel.tochka.net