Если бы 100 лет назад у одесситов спросили, с чем у них ассоциируется улица Полицейская, то, наверное, десять из десяти опрашиваемых ответили бы:
- "Ви шо, таки не слыхали ничего о Новой бирже?".
Самое удивительное, что и у современных одесситов упоминание о Полицейской, получившей на рубеже 20 и 21 веков имя классика русской литературы Ивана Бунина, вызывает в воображении образ монументального здания бывшей биржи.
Построенная в 1899 году по проекту знаменитого молдавского архитектора Александра Бернардацци, Новая товарная биржа на Полицейской, 15 не только украсила улицу, но и принесла Одессе славу коммерческого центра Новороссийского края. Стены биржи до сих пор хранят память о многочисленных сделках, которые в первой половине 20 века совершались здесь предприимчивыми жителями приморских городов. А над парадным входом и сегодня можно различить беспощадно замазанные краской медальоны гербов Одессы, Бессарабской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний, которые символизировали престиж Новой биржи в начале прошлого столетия
В дореволюционные времена в Одессе жила легенда о том, что Александр Бернардацци долго ломал голову над акустикой зала для торгов, и, в конце концов, сумел добиться великолепного эффекта "глухоты" ближнего своего. При общей прекрасной звуковой проводимости коммерсанты, совершавшие сделки, не могли слышать то, что обсуждают соседи. Эта отличительная особенность здания сегодня ограждает уши одесских меломанов от шелеста конфетных оберток и хруста чипсов в старом "храме торговли" на Бунина, 15, нынче известном как Одесская областная филармония. Новая, послевоенная, история архитектурной достопримечательности улицы Бунина не менее красочна и богата на громкие имена. До сих пор выступать в стенах Одесской филармонии почитают за честь мастера мировой величины. Однако есть у таинственно-прекрасного творения Бернардацци и свой "скелет в шкафу" знаменитая одесская "стометровка" вдоль здания, протоптанная не одним поколением обладательниц стройных ножек и самой древней в мире профессии.
Сегодня многие дома улицы Бунина стоят в строительных лесах. И у подрастающих одесситов, вероятно, будет шанс увидеть пусть и измененные, обновленные и перестроенные, но все же те самые здания времен Маразли и Бабеля, а не их новомодных собратьев. Кстати, с Бабелем-старшим связана история дома № 21 по улице Полицейской, в то время уже переименованной в честь одесского генерал-лейтенанта Кондратенко, павшего в боях за Порт-Артур в 1904 году. Здесь до революции отец подрастающего Исаака держал торгово-посредническую контору. А на противоположной стороне улицы, в доме № 34 торговал галантереей не кто иной, как Годель Дзюбин известный в Одессе предприниматель и папа не менее известного впоследствии поэта Эдуарда Багрицкого.
Дом №5, смотрящийся сегодня убого и неказисто (никаких признаков реставрации, заколоченные окна первого этажа, смрад и мусор во дворе) помнит блистательного Адама Мицкевича. Именно здесь в 1825 году, будучи сосланным в Одессу по политическим мотивам, польский поэт провел не один упоительный вечер в компании друзей и очаровательной возлюбленной пани Каролины Сабаньской. Сегодня трудно поверить в то, что полтора века назад дом шляхтича Залесского по улице Полицейской, 5 был одним из популярных мест проведения светских раутов и балов в Одессе. Здесь молодой повеса Мицкевич встретил своенравную красавицу Каролину, законную супругу коммерсанта Сабанського и любовницу молодящегося графа Яна Витте. Год ссылки в Одессе, по свидетельствам очевидцев, оставил в сердце Адама Мицкевича самые теплые воспоминания. И не последнюю роль в этом сыграл гостеприимный дом пана Залесского на улице Полицейской, который в ближайшее время может превратиться в груды битого кирпича. Средств, отпущенных на сохранение культурного наследия города, по-видимому, хватило лишь на установку скромного памятника Адаму Мицкевичу на пересечении улиц Бунина и Александровского проспекта да мемориальной доски на фасаде бывшего Ришельевского лицея по Дерибасовской, 16, где проживал и преподавал поэт.
Полувеком позже история причудливо увязала Полицейскую и семейство Витте с не менее одаренной и загадочной личностью в русской оккультной литературе Еленой Блаватской. В доме Гааза на Полицейской, 36, который сегодня, увы, не сохранился, в декабре 1872 года знаменитый русский медиум остановилась у своей тетки генеральши Витте после продолжительных путешествий по восточным странам. Стесненная в средствах, но обладающая бесспорным даром и огромной практикой в оккультизме, Елена Блаватская предложила свои услуги одесскому жандармскому управлению. Однако талант психолога и предсказательницы так и не был востребован одесскими сыщиками.
А еще через полвека в историю улицы прочно вошло имя одного из самых успешных и знаменитых учеников Петра Столярского. В доме № 24 по улице Кондратенко 30 сентября 1908 года появилась на свет "первая скрипка Одессы" Давид Ойстрах, который уже в шестилетнем возрасте дебютировал на большой сцене. Позже, в свои редкие и кратковременные приезды в Одессу легендарный скрипач непременно приходил на улицу, где прошло его детство, к тому времени уже получившую имя не менее легендарной Розы Люксембург.
Исторические хроники свидетельствуют о многих примечательных личностях и событиях, с которыми связано упоминание о нынешней улице Бунина. В бытность Пушкина помимо дома Залесского не меньшей популярностью у светской публики пользовалась старейшая в Одессе турецкая баня на пересечении современных улиц Бунина и Екатерининской. И славилась она не столько "легким паром", сколько возможностью провести время за чашкой кофе, рюмкой коньяка и кальяном в обществе единомышленников. По легенде, сам Александр Сергеевич не единожды сиживал здесь во время одесской ссылки. А в предреволюционные годы излюбленным местом возлияний одесситов были пивная Попандопуло, размещавшаяся в доме Эгиза на углу Кондратенко и Александровского проспекта, и знаменитый трактир грека Кариоти "Медведь" на Кондратенко, 31, описанный Бабелем в рассказе "Любка Казак". Полицейская-Кондратенко помнит еврейские погромы и унылую траурную процессию 28 декабря 1870 года, которая провожала от Кафедрального собора до вокзала гроб с прахом русского педагога Константина Ушинского. А также одесских гурманов, которые спешили за знаменитыми бубликами господина Катарова в дом № 32. Как знать, возможно, эта "катаровская" бубличная навеяла на Валентина Катаева сюжет забытой сегодня детской сказки "Цветик-семицветик", в которой даже дворовая собака не смогла устоять перед соблазном отведать ароматные, "с пылу, с жару", бублики.
За свою историю улица Бунина переименовывалась пять раз, и ее первое название имело прямое отношение к расположенному здесь городскому полицейскому управлению. Полицейской же именовалась и площадь (сегодня она носит имя актрисы Веры Холодной), на которую выходило здание столпа одесского правопорядка. В 1905 году, после легендарной осады Порт-Артура, улица получила имя генерала Романа Кондратенко, родившегося в Одессе в 1857 году и погибшего во время защиты крепости 2 декабря 1904 года. После революции, на волне всеобщего ажиотажа и любви к борцам за свободу народа, Полицейская стала Розой Люксембург. Понятно, что румыны во время оккупации такого вольнодумства не потерпели, и присвоили улице название "16 октября", но продержалось оно недолго. До 1999 года таблички с именем знаменитой революционерки все также украшали дома улицы, а позже ей было присвоено имя Ивана Бунина. Правда, куда справедливее было бы назвать его именем улицы Княжескую либо Пастера, где во время приездов в Одессу подолгу жил писатель. Однако топонимический казус полностью оправдало историческое совпадение, о котором упоминает одесский краевед Олег Губарь. Именно в городском полицейском управлении на одноименной улице в 1882 году появился новый начальник по фамилии Бунин. Таким образом, городские власти, думая о русском писателе, увековечили в названии улицы и полицейское управление, и полицмейстера Бунина.
Хотя до сих пор об этом не догадываются.
Читайте также рубрике улицы Одессы: