Редакция Vgorode продолжает публиковать интересные факты об одесских микрорайонах, площадях, улицах и других знаковых местах.
Сегодня прогуляемся по самому высокому из дореволюционных путепроводов Одессы – Строгановскому мосту. Корреспондент Vgorode ознакомился с историей данного сооружения, а также проверил, в каком состоянии находятся лестницы, которые ведут от этого моста к Деволановскому и Польскому спускам.
Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.
ГДЕ НАХОДИТСЯ И КАК ДОБРАТЬСЯ
Строгановский мост тянется вдоль улицы Греческой над Деволановским и Польским спусками. Добраться до этого места от центра города можно достаточно быстро даже пешком: для этого нужно спуститься в самый низ улицы Греческой. На углу улиц Греческой и Леха Качинского и будет находиться тот самый легендарный мост.
Если же вы живете далеко от центра города, то стоит воспользоваться транспортом. К примеру, можно доехать маршрутками №120 и №190 или троллейбусом №15 до Таможенной площади, а уже оттуда через улицу Бунина выйти на Строгановский мост. Также можно доехать до улицы Пушкинской маршрутками №148, №150, №175, №203, а уже от центра города прогуляться пешком до моста.
СУИЦИДЫ, ТРАМВАИ И КИНО: ИСТОРИЯ СТРОГАНОВСКОГО МОСТА
Строгановский мост появился в Одессе в середине XIX века. Самый длинный одесский путепровод, который до появления Тещиного моста еще и считался самым высоким в городе, строили в течение десяти лет, в период с 1853 по 1863 год. Основные работы по сооружению моста проводил инженер Карл Маевский, однако завершительным этапом строительства руководил архитектор Феликс Гонсиоровский. Название "Строгановский" мост получил в честь Новороссийского генерал-губернатора и почетного гражданина Одессы графа Александра Григорьевича Строганова. Примечательно, что по сути Строгановский мост состоит из двух соединенных мостов. Одна его часть из трех арок тянется над Польским спуском, а вторая представляет собой двухарочную конструкцию и возвышается над Деволановским спуском.
Огромная конструкция высотой более 13-ти метров долгое время была излюбленным местом людей, желающих свести счеты с жизнью. Так, в 1913 году краевед Александр де Рибас писал, что на мосту установили высокую чугунную решетку, так как ранее "несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь головой вниз".
Впрочем, в истории Строгановского моста есть и радостные моменты. К примеру, именно по нему 24 сентября 1 910 года впервые отправился в рейс первый электрический трамвай Одессы.
А еще сам мост и его колоритные окрестности часто привлекали внимание кинематографистов. Например, полюбоваться Строгановским мостом можно в эпизодах фильмов "Белеет парус одинокий", "Волны Черного моря", "За власть Советов", "Мексиканец" и других.
Именно благодаря кинолентам сейчас можно составить представление о первоначальном виде Строгановского моста.
Дело в том, что в начале 1980-х мост, который к тому времени успел расшататься от многолетней нагрузки и грунтовых вод, полностью перестроили. В итоге от старого моста сейчас осталась только литая ограда и часть пролета со стороны Деволановского спуска.
СОСТОЯНИЕ МОСТА В НАШИ ДНИ
В настоящее время состояние Строгановского моста можно назвать удовлетворительным. Пешеходная и проезжая часть заасфальтированы, и хотя при тщательном осмотре дорожного покрытия можно заметить небольшие трещины в асфальте, эти несовершенства пока не представляют опасности для водителей и пассажиров.
Впрочем, не все так гладко. Если вы захотите пройтись по лестнице, ведущей под мост к Деволановскому спуску, то настоятельно не рекомендуем вам этого делать. Дело в том, что лестница, ведущая под мост, находится в крайне критическом состоянии: многие ступени либо отсутствуют полностью, либо покрыты огромными трещинами и сколами.
К тому же, до ворот, через которые можно проскользнуть на Деволановский спуск, лестница не тянется – от места, где она обрывается, приходится спускаться по ухабистому склону.
Риск получить травмы во время прогулки по такой местности весьма велик. Районом с благоприятной репутацией это место тоже не назовешь. Судя по шприцам и осколкам от стеклянных бутылок, нетрудно догадаться, что здесь часто собираются наркоманы и любители алкогольных напитков.
Кстати, сам мост с нижнего ракурса также выглядит далеко не идеально. Бетонное покрытие местами покрылось трещинами, а в других участках откололось полностью, обнажив глыбы ракушечника.
Внизу, со стороны Деволановского спуска, Строгановский мост выглядит весьма впечатляющее.
Благодаря обильному количеству граффити эта конструкция по праву может считаться одним из городских арт-объектов.
Сам же Деволановский спуск, несмотря на новое бетонное покрытие дороги, по-прежнему остается одним из самых заброшенных уголков Одессы, в которых страшно прогуливаться не только вечером, но и днем.
Лестница с другой стороны Строгановского моста выглядит гораздо лучше. По ней можно без каких-либо затруднений спуститься к Польскому спуску.
Ступени целые, без масштабных сколов и трещин. Сам мост с этого ракурса смотрится неплохо: масштабных повреждений нет, а вот народного творчества в виде граффити – предостаточно.
Ну а в завершении нашей небольшой экскурсии предлагаем взглянуть на виды, которые открываются со Строгановского моста. Иначе, чем разрухой эти картины не назовешь. При этом наблюдать такое запустение плачевно вдвойне, ведь эти "городские пейзажи" находятся в нескольких сотнях метров от центра Одессы.
Фото Марии Чекаревой
Ранее Vgorode уже сообщал о запустении некоторых памятников архитектуры. К примеру, мы писали о разрушении Воронцовского дворца, а также рассказывали о старых одесских домах, большинство из которых на данный момент находится в аварийном состоянии.