Чума в Одессе. «Сваленные грудой на мостовой перед сожжением хлеб и баранки из пекарни Теплицкой (Малая Арнаутская, № 109)». 1902 год. Фото: viknaodessa.od.ua
Одесса в разные времена переживала эпидемии, но всегда с ними справлялась. Сегодня, когда в городе объявили карантин из-за пандемии коронавируса, Vgorode предлагает вспомнить как это было.
Холера
Известны вспышки холеры в 1830, 1865 и 1917 годах. Но самая сложная, с карантином, была совсем недавно.
3 августа 1970 года в Одессе официально зарегистрировали первый случай заболевания холерой биотипа Эль-Тор. 57-летний сторож совхоза имени Кирова Федор Лютиков, который находился в пределах города на орошаемых полях, попал в больницу с подозрением на острый энтероколит. Несмотря на все усилия врачей, вечером он умер. Как потом стало известно, за несколько дней до случившегося, к Лютикову приезжали родственники то ли из Казахстана, то ли из Узбекистана. За одну ночь в городе организовали противоэпидемический штаб и устроили обход дворов на Пересыпи. Всех, кто контактировал с больным, забирали в обсервацию. Но 5 августа в инфекционную больницу поступило еще четверо больных, 6 августа - еще три человека. В итоге 8 августа с 18:00 на город наложили карантин. В Одессе и населенных пунктах, вошедших в зону карантина, к 7 сентября заболели 126 человек. Город был окружен плотным кольцом войск и милиции, в нем ввели законы и правила чрезвычайного положения.
Наиболее высокая заболеваемость холерой отмечалась в возрасте от 50-ти лет. Смертность также была именно среди этой группы. Главной причиной смертей было стремительное обезвоживание организма, а также внезапное обострение хронических заболеваний.
Причиной заражения послужила морская вода. Вибрион Эль Тор нашли в морской воде пляжа Комсомольский в Лузановке. Не исключено, что заразу завезли на одном из судов. В итоге город пробыл на карантине 40 дней. Интересно, что в самой Одессе до последнего говорили о каких-то острых желудочно-кишечных заболеваниях. А вот слово "холера" выписывали только на документах с грифом "совершенно секретно". Любопытно, что до сегодняшнего дня нет точных цифр погибших. Данные отдела особо опасных болезней областной СЭС говорят о 20 случаях смерти от холеры. Но не исключено, что речь идет о других цифрах.
Несмотря на весь кошмар, горожане пережили эпидемию без особой паники, хотя слухов было много. Поэтому 300 тысяч отдыхающих захотели срочно вернуться домой. Правда аэропорт, вокзалы и порт были закрыты.
Вот что говорил о событиях в интервью сатирик Михаил Жванецкого: "Холера в Одессе имела большой успех ... Столько смеха в Зеленом театре еще никогда не было. Лица в Одессе стали хорошие, в городе вдруг появились продукты и такси. Перебоев с водой не было. На улицах была абсолютная чистота, не свойственная Одессе".
Чума
Страшная болезнь заносилась в Одессу на коммерческих судах из ближневосточных портов не раз, начиная с конца 18 века. Вводимый каждый раз в Одессе карантин позволял остановить ее. Но самая страшная эпидемия произошла в 1812 году. И, что удивительно, она началась приблизительно в то же время года, как и при холере. 2 августа одесский полицмейстер Мавромихали собрал всех медиков на совещание по случаю эпидемии в театральном доме, в котором в тот момент жила гастролирующая итальянская оперная труппа. Когда туда доехали врачи, три актрисы уже умерли, а у служанки и дочери одной из актрис также были обнаружены все симптомы болезни. Одновременно с этим больные с такими же симптомами были найдены на Вольном рынке и в домах близ Александровского проспекта. За три дня умерли восемь человек. Везде признаки были одинаковы — горячка с пятнами, легкая передаваемость и быстрая смерть. Несмотря на попытки остановить эпидемию, с 1 по 12 сентября каждые сутки умирало до 20 человек с явными признаками чумы.
Ришелье ввел карантинные меры, объявив всю забугскую часть Херсонской губернии карантином — линии карантинной стражи по рекам Буг, Днестр, Кодыме, по сухопутной части Подольской губернии останавливали всякого и отправляли в ближайшие карантины на 30-дневную обсервацию. Морское сношение, а также всякая рыбная ловля, были запрещены.
Однако горожане не понимали опасности и не изолировались. Лечились морским купанием, торговали, а деньги передавали из рук в руки, вымачивая их в сосуде с уксусом. Жертвы множились. Их дома отмечались красными крестами. С 13 сентября город был окружен карантинной цепью, с запретом выпускать оттуда любого под любым предлогом.
К середине осени Одесса лишилась четырех своих лучших медиков: Ризенко, Кирхнера, Пилькевича и Капелло. К середине ноября Ришелье решился на крайние меры — всеобщий карантин. По его приказу сожгли все подозрительные землянки, закрыли храмы. запретили все собрания. Все население должно было оставаться в своих домах, покидать дома было запрещено кому бы-то ни было, посещать жителей могли только комиссары, священники, врачи и повивальные бабки.
Строгий карантин продолжался 46 дней. В это время по городу передвигались только патрули, наблюдавшие за соблюдением карантина, и повозки с красными (перевозившие больных) или черными флагами (перевозившие умерших), сопровождаемые мортусами, одетыми в кожаное высмоленное платье с масками на лице.
Всех людей нужно было кормить. Ришелье принял решение конфисковать для нужд города пшеницу, находившуюся в купеческих складах.
К 31 декабря 1812 года заболели 4038 человека, а умерли 2632. То есть Одесса потеряла каждого девятого своего жителя. Точную цифру вряд ли кто-то назовет даже сегодня, учитывая, что эпидемия распространилась не только на город, но и на окрестные селения.
Последний раз чума в Одессе свирепствовала в начале века - в 1902 году. 9 июня зафиксировали первый случай заболевания. Все началось с "Привоза", где обнаружили чумных крыс. Торговые ряды заболевших уничтожали. Тогда погибло 15 человек из 47 заболевших.
Хоронили погибших на Первом христианском кладбище. Недалеко возле него есть гора "Чумка". Там покоится прах многих горожан, пострадавших от чумы. К слову, всего в Одессе и пригородах было 12 чумных кладбищ – они возникали стихийно: в Усатово, Нерубайском, Татарке, Дальнике, на Фоминых хуторах, Малом Фонтане, Сухом Лимане, в урочище Куяльник, Молдаванской слободке. Но сегодня мы знаем только о "Чумке".
Одесситы, соблюдайте карантинные меры! А все неприятности мы переживем.
Смотри еще
Шкодова гора: загадочные истории об еще одной неизведанной местности в Одессе
Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры