Одесса, которую ты не знаешь: история камышового трамвая и достопримечательности маршрута

Одесса, которую ты не знаешь: история камышового трамвая и достопримечательности маршрута фото

Одесса, которую ты не знаешь: история камышового трамвая и достопримечательности маршрута фото

Общество
18 октября 2018 15:14

А вы знали, что Forbes включил Одесскую трамвайную систему в список 12-ти самых интересных трамвайных маршрутов Мира?  И не удивительно, так как именно про наши трамваи сочинили огромное количество баек, историй и анекдотов в мире. Но конечно самым загадочным трамваем считается Камышовый, который до сих пор курсирует по городу. Мы расскажем его историю и маршрут, наполненный уникальными памятниками архитектуры.


Почему камышовый? 

Фото: fotoplex.ru

Фото: fotoplex.ru

Свой маршрут 20-ка начинает с Херсонского сквера и буквально сразу же уходит под Глухой Мост под Пересыпью. Как только трамвай пересекает Пересыпь, мы попадаем в промзону, в которой правда встречаются пасущиеся на путях лошадки и козы (одна из причин, почему по всему маршруту ограничение скорости - Авт.) Как только трамвай сворачивает на Хаджибейскую дорогу – мы попадаем в заросли камыша, которые и составляют большую часть маршрута.

Фото: Пушкинская

Фото: Пушкинская

Длина трамвайного маршрута №20 составляет 7,4 км. С утра до ночи каждые 25-30 минут между Херсонским сквером и Хаджибейсьим лиманом курсируют два вагона, которые начинают свою работу в 5:30 и заканчивают около 22:00. 


История

В 70-е годы

В 70-е годы

История "камышового трамвая" начинается в 1883 году. 19 мая 1883 года был открыт маршрут парового трамвая от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. В начале 20 века камышовый трамвай был полностью переведен с конной тяги на электрическую. 

В начале XX века данная линия вела к курортным местам – Хаджибейскому парку, вокруг которого находились дачи состоятельных граждан. Но, после поднятия уровня воды в лимане, часть путей затопило, и линию постепенно укоротили до нынешней конечной станции.

На берегах полноводного лимана были прекрасные пляжи, собиравшие много людей. После революции дачи были разграблены. Постепенно респектабельный и привлекательный для туристов район утрачивал свое значение в сфере туризма. Этот процесс значительно ускорился, когда на Шкодовой построили нефтеперерабатывающий завод. 

C 1941 по 1949 годы линия трамвая к Хаджибейскому лиману официально не работала, а когда запустили - перестроили на широкую колею. 


Достопримечательности на маршруте

Фото: Дмитрий Жданов

Фото: Дмитрий Жданов

На маршруте можно заметить  архитектуру трамвайных остановок бельгийского акционерного общества. Подобные трамвайные остановки создавались в период 1910-1915 годов. Остановочные комплексы больше года назад включили в список объектов культурного наследия. Один из таких остановочных павильонов на 20-м маршруте называется "Зеркальным". Павильон был поставлен перпендикулярно к рельсам, а чтобы пассажиры видели приходящий трамвай, напротив остановки висело большое зеркало. Его, конечно, давно уже нет, а сами остановки в разрушенном состоянии.

Маршрут славится сложным сплетением трамвайных путей. Сплетение путей подразумевает рядом лежащие рельсы, что позволяет не использовать "стрелки". Кроме Одессы, такое есть в Москве, в Праге, еще недавно было во Львове.

Фото: deskgram.net

Фото: deskgram.net

Также интересен "глухой мост", созданный под железнодорожной насыпью специально для "камышового трамвая".  Здесь начинается индустриальная часть города, туристы увидят лакокрасочную фабрику, построенную в 1856 году, Биостимулятор.

Фото: Пушкинская

Фото: Пушкинская

Пути выходят на Хаджибейскую дорогу, вдоль которой располагается озеро, местные жители прозвали его Лебединым.  Следующая историческая памятка на пути ? кладбище Сотниковской Сечи, основанное в 1755 году. Здесь все еще стоят каменные кресты самых разных форм и размеров. Наиболее часто встречается дата 1855 год…

Фото: pashaodessa.livejournal.com

Фото: pashaodessa.livejournal.com

Мало кто знает, но в начале 19 столетия в Одессе насчитывалось всего лишь несколько десятков каменных домов. Первые строители обитали, главным образом, в землянках. Был еще один оригинальный тип жилья — пещеры, вырубленные в известняковых скалах. Их оборудовали лесенками, переходами, полками, тут имелось все необходимое для жизни. Пещерный город в районе Хаджибейского лимана на склонах Шкодовой горы, который можно наблюдать по маршруту трамвая, существовал еще в 20-е годы прошлого столетия. Большую часть пещерных жилищ уничтожили в 30-е годы при строительстве нефтеперерабатывающего завода или приспособили под склады. Оставшиеся пещеры еще долго служили пристанищем для асоциальных элементов до конца 80-х годов. Сохранившиеся пещерные жилища или их руины сейчас еще можно увидеть в районе улицы Гладкова.

Смотри еще

Что в имени твоем: происхождение названий одесских улиц (часть II)

Шедевры архитектуры и любимые места самоубийц : ТОП-7 одесских мостов с интересной историей

Улица тиранов и публичных убийств: Александровский проспект как место массовых казней

Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях