31 августа 1918 года в районе Бугаевки и станции Одесса-Застава-2 взорвались артиллерийские склады
Многим горожанам кажется, что в Одессе никогда не было страшных катастроф. Но, к сожалению, это не так. 31 августа 1918 года в районе Бугаевки и станции Одесса-Застава-2 взорвались артиллерийские склады. О том насколько это было страшно, читайте у нас в обзоре.
Как это произошло
Взорвавшимися боеприпасами во время Первой мировой войны снабжали весь Румынский фронт и часть сражающейся на территории Турции русской армии. Первый взрыв прозвучал в 15:20 31 августа. Склады со снарядами находились возле пробочного завода Арпса (на склоне Водяной балки). После этого последовало еще множество взрывов на протяжении нескольких часов. Пожар тушили около 10-ти часов.
К вечеру пожары распространились в одну сторону до Дюковского парка, в другую - до Стрельбищного поля на месте нынешних Черемушек. Здесь также находились склады боеприпасов, которым угрожала опасность взрыва. Огонь перекинулся на Хлебный городок, расположенный вдоль улицы Столбовой между станциями Застава-1 и Застава-2, где уничтожил огромные запасы зерна.
Вечером 31 августа в Одессе не работал центральный телеграф, не работал телефон, с вокзала прекратили отправку всех пассажирских поездов. С 22 часов временно ввели комендатский час.
Вестник Одесского земства рассказал подробно о трагедии:
"...Жители районов, прилегающих к месту взрывов, бежали к морю; кто в чем был в момент взрыва. Толпы бегущих с плачем и криком людей, звон лопающихся от напора воздуха стекол и оглушающие взрывы: такова картина, которую можно было наблюдать в Одессе.
Взрывы были на Бугаевке и Второй Заставе. Все место взрывов было охвачено сильным пожаром. То, что уцелело от взрывов, уничтожалось огнем. Есть убитые и раненые, но число их еще неизвестно. Много домов разрушено. Убытки от взрывов и пожаров на много миллионов. Район пожаров и взрывов оцеплен австрийскими войсками. Время от времени там еще происходят взрывы, так что пройти туда еще нельзя..."
А газета "Одесские новости" описала и вовсе сюжет для фильма ужасов: "Жуткую картину во время взрывов представляла психиатрическая больница, из которой некоторые в ужасе бежали."
Немецкая газета
Последствия
Более 700 человек были убиты и ранены. Только из городской больницы было вынесено 37 "скромных гробов". Из-за того, что вокруг складов располагались жилые районы, от 4 до 20 тысяч человек остались без жилья. Все место взрывов было охвачено сильным пожаром.
От взрывов пострадал весь город. Были разрушены сахарный завод Бродского, химический завод, завод Раухвегера, завод Яловикова, Арпса (с бывшим дворцом Разумовского около нынешнего автовокзала на Балковской), мыловаренная фабрика и паровая мельница, а также множество жилых домов в районе Молдаванки, Бугаевки, Дальних и Ближних Мельниц и даже на Слободке. Но наиболее пострадал Хлебный городок, который находился сразу же за линией железной дороги на Второй Заставе (нынешняя Столбовая - Ред.).
Газета "Одесские новости" сообщила, что после взрыва "на Бугаевской улице нет ни одного уцелевшего дома".
После произошедшего городские власти распределяли среди жителей поврежденных домов стекла, кровельные материалы и черепицу. Власти собирали средства, а также выделили людей для расчистки завалов. Командование оккупационных австрийских войск в первые несколько дней кормило до двадцати тысяч человек на Слободке, в специальных столовых. Некоторые жители переехали в Николаев. Убытки достигли суммы двух с половиной миллиона рублей.
Кто виноват
Одесса в это время входила в состав Украинской державы гетмана Павла Скоропадского. Город был оккупирован войсками Германии и Австро-Венгрии. Но так как на тот момент действовал Брест-Литовский мир, в Одессе даже было советское консульство.
Версий было много. Немцы были убеждены, что во всем виноваты англичане, а украинская власть обвиняла во всем советскую. Но понятно было одно: нарушение условий хранения и разгильдяйство охраны помогло произойти этой трагедии. Официально виновных так и не нашли. Хотя в октябре 1918 года всех сотрудников советского консульства арестовали как раз в рамках расследования взрывов боеприпасов.
Что сейчас на месте трагедии
Люди собирают свои вещи возле церкви, которая чудом не пострадала (ныне снесена - Ред.). На этом месте сейчас остановка "Новикова". Фото: yangur.livejournal.com
До революции на Заставе практически на каждом шагу были заводы, тут кипела жизнь. Даже в 60-е годы тут еще не было разрухи, но сейчас место запущено. После 100 лет на месте трагедии уже ничего о ней не напоминает. Часть железнодорожных путей разобрали в 60-е годы. Кое-где остались только примечательные строения с "вогнутыми внутрь" наружными стенами.
Столбовая улица в 19 веке. Фото: yangur.livejournal.com
Примечательное здание. Скорее всего тут ранее находились склады
Возле здания раньше находилась церковь. Фото: Александра Дедюлина
Столбовая сегодня. Фото: Александра Дедюлина
Типичная заметка того времени о трагедии
Источники: Южный курьер, автор Александр Вельможко, yangur.livejournal.com
Смотри еще
Что в имени твоем: происхождение названий одесских улиц (часть II)
Дарт Вейдер, разруха и христиане: как сейчас живут на Заставе
Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры