Одесса, которую ты не знаешь: ТОП-8 малоизвестных фактов про Заставы

Одесса, которую ты не знаешь: ТОП-8 малоизвестных фактов про Заставы

Фото: Ирина Долгаева

Иногда нам кажется, что мы знаем Одессу хорошо, но потом оказывается что мы не в курсе даже о самой недавней ее истории. Редакция  Vgorode уже рассказывала интересные факты о ЛанжеронеАркадииЧеремушках и Таирова, поселке КотовскогоМолдаванке, Слободке, а теперь про малоизвестных микрорайонах -Заставах. А о них в принципе мало что известно. 


Почему "Заставы"?

Железнодорожная станция. Фото: Александра Дедюлина

Железнодорожная станция. Фото: Александра Дедюлина

Названия Застава  I и Застава II достались одесситам со времен Порто-франко. С 1827 года через эти места проходила третья черта (граница) Порто-Франко, и заставы были именно таможенными постами между "свободным портом" и таможенной территорией Российской империи. Поэтому первое население районов – солдаты и таможенники. Также тут селились и железнодорожники.


Самая страшная техногенная катастрофа в Одессе


31 августа 1918 года в Одессе произошла страшная трагедия - взлетели на воздух крупнейшие артиллерийские склады, которые во время Первой мировой войны снабжали боеприпасами весь Румынский фронт и часть сражающейся на территории Турции русской армии. Первый взрыв прозвучал в 15:20 31 августа, именно на станции Вторая Застава , после чего последовало еще множество взрывов на протяжении нескольких часов. От взрывов более 700 человек были убиты и ранены. По разным оценкам, от 4 до 20 тысяч человек остались без жилья. Были разрушены все соседние микрорайоны. Огонь перекинулся на Хлебный городок, расположенный вдоль улицы Столбовой между станциями Застава I и Застава II, где уничтожил огромные запасы зерна. Подробнее о событиях можно прочитать тут. 


На Новикова стояла церковь

Возле этого здания раньше находилась церковь. Фото: Александра Дедюлина

Возле этого здания раньше находилась церковь. Фото: Александра Дедюлина

До революции 1917 года на Заставе практически на каждом шагу были заводы, тут кипела жизнь. И конечно была своя церковь. Мало кто знает, что храм на Кустанайской является восприемниками одноименного каменного храма, построенного в 1860 году на площади, которая находилась сразу за нынешним мостом на Заставе-2 до улицы Новикова. Его разрушили в В 1960 годы.


По Столбовой были рельсы

Входоиерусалимская церковь на Тираспольской заставе (2-я Застава) Фото: viknaodessa.od.ua

Входоиерусалимская церковь на Тираспольской заставе (2-я Застава). Видны рельсы. Фото: viknaodessa.od.ua

Часть железнодорожных путей разобрали в 60-е годы. Кое-где остались только примечательные строения с "вогнутыми внутрь" наружными стенами, а во дворах остатки железнодорожных путей.


                Памятник Дарт Вейдеру


Единственная достопримечательность района - это памятник Дарт Вейдеру на территории завода "Пресс-маш" по улице Столбовой, 28. Он появился три года назад. Деятеля темной стороны силы создал известный одесский художник Александр Милов. Он интересен тем, что раньше эта скульптора была памятником Владимиру Ленину, который подлежал демонтажу в соответствии с декоммунизацей. То-есть, внутри достопримечательности все еще находится Ленин. Чтобы увидеть памятник, достаточно подойти к охраннику завода на входе и попросить пропустить вас на территорию. Не пугайтесь, он уже давно привык к подобным просьбам и пустит вас без лишних вопросов. 


Новый вокзал

Фото: slovo.odessa.ua

Фото: slovo.odessa.ua

Немногие помнят, что на Заставе хотят когда-то хотели построить железнодорожный вокзал. Проект находится в разработке уже лет 10 и вряд ли когда-то будет реализован. Для местных жителей это вопрос важный, так из-за строительства придется разрушить часть домов, находящихся вблизи железнодорожных путей, а это значит оставить людей без жилья. 

Принятый Генплан прямо предусматривает создание нового вокзала на улице Столбовой, на соединительной ветке между станциями "Одесса-Застава-I" и "Одесса-Застава-II". Но даже если за такой проект возьмутся, то очень нескоро.
 


Не для вечерних прогулок

Фото: Александра Дедюлина

Фото: Александра Дедюлина

Если вы планируете приехать сюда поздно вечером, то скорее всего придется воспользоваться услугами такси. Из маршруток на Заставе I сюда едут только№233 или №201.  Но в "час пик" сесть в такую маршрутку весьма сложно и ходят они редко, а в 20:00 на маршруте №233 уже не уедешь - рабочий день закончен. Спасают только троллейбусы №3 и №12. Но увы, и они курсируют не так хорошо как хотелось бы. А вот жителям Заставы II повезло больше: кроме маршрутки № 233 есть №№232, 540 и 522. К тому же, тут обитает и "трамвай-призрак" №21.
 


Электричка

Фото: Александра Дедюлина

Не все горожане знают, что до Второй Заставы можно доехать на электричке с вокзала. Правда, местные жители редко этим пользуются из-за большого интервала движения и удручающего состояния станции, даже несмотря на недавнее ее благоустройство.

Смотри еще:

Одесса, которую ты не знаешь: ТОП-10 малоизвестных фактов про Таирова

Одесса, которую ты не знаешь: ТОП-9 малоизвестных фактов про Черемушки

Одесса, которую ты не знаешь: ТОП-8 малоизвестных фактов про Молдаванку

Подписывайтесь на нас в Facebook и в Telegram, чтобы быстрее узнавать все новости и читать наши эксклюзивные обзоры